Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Выставка-фотохроника "Т.Г. Шевченко навеки в сердце первой столицы Украины"

10-03-2009, 00:00

Посмотрели: 1 531

Выставка-фотохроника "Т.Г. Шевченко навеки в сердце первой столицы Украины"

В сентябре 1929 года Харьковский окружной исполком, приняв решение о строительстве памятника Т.Г. Шевченко в столице Украины – городе Харькове, утверждает место для памятника – цветник на пл. Тевелева (ныне Конституции) и формулирует основную идею конкурса проектов на памятник: "Шевченко – революционный поэт, борец за национальное освобождение Украины".

Итоги конкурса подвели 25 января 1931 года. В помещении общества культурных связей с заграницей (ныне - Дом архитектора на ул. Дарвина, 13) была открыта международная выставка проектов памятника Шевченко. В конкурсе приняли участие более 100 скульпторов Советского Союза, а также Франции, Польши, Германии, Италии.

Из статьи Дм. Грудины "Шевченко в памятниках (к международному конкурсу проектов). Журнал "Червоний шлях", 1931 год.

"На выставке этих проектов наглядно убеждаешься, в какой глубокий тупик зашло старое, буржуазно-идеалистическое и индивидуально-анархическое пространственное искусство (как искусство вообще) и как беспомощно барахтается оно, в лице своих мастеров, между фальшивой надоевшей красивостью ради красивости, трафаретностью средств и убогостью форм (как мысли), и между всякими "левыми уклонами" формалистики, неискреннего пафоса, схематики, иногда злободневной плакатности".

Проект "Радио"

Из комментария автора: "Проект исходит из трактовки Шевченко как провозвестника новой коммунистической цивилизации, на основе развития машинной техники и индустриального пролетариата… Мое сооружение должно жить с нами каждый день, все наши праздники будут с ним связаны, на струны можно легко натянуть лозунги и флаги, на трибуны поднимаются представители фабрик и заводов, вожди партии и власти …"

Работы западных скульпторов, выполненные в стиле конструктивизма, не содержали даже намека на фигуру. Это были шары и диски, пересекающие друг друга под разными углами. Исключение составили французы, представившие Тараса взбирающимся к Господу Богу в сопровождении двух ангелов с серпом и молотом в руках, и поляки, изобразившие его в одежде шляхтича. Жюри констатировало: ни один из поданных на конкурс проектов не заслуживает премирования по своим абсолютным преимуществам. Ни один из проектов не был рекомендован для непосредственного воплощения.

Конкурсный марафон продолжался. В начале 1933 года видные мастера, принявшие участие в финальном этапе, очередной раз представили свои проекты. Ни один из 30 проектов, по мнению жюри, не отвечал условиям и задачам конкурса. Правда, четыре из них жюри предложило авторам доработать, в том числе и проект ленинградцев – скульптора Манизера и архитектора Лангбарда. Через три месяца они подали новый вариант, который был признан лучшим.


Открытие памятника харьковчане ждали с огромным нетерпением. В прессе публиковали отчеты о ходе строительства, вездесущие мальчишки норовили пробраться на саму стройку, а горожане гадали, каким он будет, этот монумент, который газеты тех лет называли самым большим бронзовым памятником в СССР. 24 марта 1935 года стал днем рождения памятника Т.Г. Шевченко.

Из журнала "Червоний шлях", 1935, № 3:

"Солнечный весенний день. Дома украшены флагами. Со всех концов города собираются люди. С флагами и оркестрами пришли делегации заводов, военных частей; первой пришла колонна городских и сельских школьников и пионеров. Слева от памятника расположился большой сводный оркестр харьковского гарнизона, в другой стороны – большой хор. Красное покрывало на памятнике развевается под ветром, и становится видно детали памятника".

Из воспоминаний харьковского журналиста Зиновия Биленко: "Вдруг стихает все вокруг. Это горнисты протрубили призыв "Слушайте все!". Народный комиссар образования УССР Затонский произносит: "Именем Коммунистической партии большевиков и правительства Советской Украины ныне открывается в Харькове – индустриальном центре республики – памятник великому поэту, революционеру-демократу Т.Г. Шевченко!". В это мгновение под звуки "Интернационала" разворачивается широкий зонт из красного полотна - и перед глазами тысяч людей предстает грандиозный монумент".

На митинг в качестве почетных гостей были приглашены создатель монумента Матвей Манизер, актеры театра "Березиль" Наталья Ужвий, Амвросий Бучма, Иван Марьяненко, Лесь Сердюк, Сусанна Коваль, позировавшие скульптору; приехала делегация из Минска, возглавляемая Янкой Купалой; были родственники и земляки Кобзаря. Приветственные телеграммы в связи с открытием памятника Шевченко в Харькове присылали со всех концов земного шара.

Телеграмма из Канады в связи с открытием памятника Т.Г. Шевченко в Харькове: "Съезд Украинской рабоче-фермерской организации Канады, который происходит в Виннипеге, принял с большим энтузиазмом и признанием для Советской власти известие о завершении строительства и открытии в Харькове огромного памятника Тарасу Шевченко. Съезд признает, что только Советская власть трудящихся могла подобающим образом почтить память великого украинского поэта-бунтаря. Да здравствует Советская Украина! За здравствует Советский Союз! Президиум – Кизема".

Вокруг центрального пилона с фигурой Кобзаря по спирали разместились 16 бронзовых скульптур. Часть из них, по замыслу автора, должна была символизировать прошлое Украины, часть – настоящее и будущее.

Из интервью Матвея Манизера, 1964 год: "Натурщики? Это были первоклассные творцы! Всю жизнь буду им искренне благодарен! Выдающийся мастер украинского театра Амвросий Бучма позировал для фигур повстанца времен Колиивщины и крестьянина с камнем на плечах; Иван Марьяненко – для фигуры старого запорожского казака, связанного, измученного, но не покоренного; Лесь Сердюк изображал молодого хлопца с косой в руках и крепостного со связанными руками. Каждый из них перевоплощался, долго вживался в свой образ… Больше всего я подружился с чудесной драматической артисткой Натальей Ужвий. С нее я лепил Катерину – любимую героиню поэта".

Из воспоминаний Леся Сердюка, актера театра "Березиль": "Представьте себе большую светлую комнату, похожую больше на гончарный цех и заставленную заготовками фигур, кучами глины, разными подставками, приспособлениями, инструментами. Работа начинается. Позируем все сразу. Приходится только удивляться, как умудрялся Манизер лепить нас всех одновременно. Человека 3-4 его ассистентов увеличивали фигуры по моделям и расставляли возле нас. А тем временем появлялся с куском глины в руке и Матвей Генрихович, чтобы оживить образы, проработав и закончив все фигуры в глине собственноручно".

Из воспоминаний Амвросия Бучмы, актера театра "Березиль": "Впервые довелось мне так близко познакомиться с творческой работой скульптора. Позирование – работа очень тяжелая: застыть в одном напряженном положении и выдерживать его на протяжении 8-9, а то и 12 часов в сутки! Стоять рядом с великим поэтом как скульптурное воплощение его творчества – это на самом деле великая честь".

Из воспоминаний Натальи Ужвий, актрисы театра "Березиль": "Как-то жутко становится от странной мысли, что в какой-то один день тебя на свете не станет, а в бронзе останешься навека".

Молодая крестьянка с граблями на плече – актриса театра "Березиль" Сусанна Коваль. Для статуи комсомолки, завершающей скульптурную композицию, позировала харьковская пионервожатая школы № 25 Наталья Щетинина (Гордиенко). По некоторым данным, прототипом "Человека с ружьем" является сотрудник аппарата ЦК КП/б/У, член комиссии по сооружению памятника Шевченко вХарькове Андрей Хвыля. Для остальных фигур Манизеру позировали рабочие ленинградских заводов.

На момент открытия памятник Т.Г. Шевченко был самым большим бронзовым памятником в стране. Его высота – 16 метров; при этом высота фигуры поэта - 5, 5 метра, высота каждой из 16 фигур – 2,75 метра. Диаметр нижнего кольца постамента – 16, 5 метров. На сегодняшний день в мире насчитывается более 300 памятников Кобзарю, но харьковский памятник по-прежнему считается самым лучшим.

На строительстве памятника работали скульпторы и каменотесы, плотники и полировщики, чеканщики и такелажники, землекопы и архитекторы – всего около 250 человек. Для его возведения понадобилось 75 вагонов различных материалов, в том числе 25 вагонов лабрадора и лабрадорита; на отливку статуй ушло 30 тонн бронзы.

В годы войны памятник понес значительные утраты. Очевидцы рассказывали, что немцы развлекались, стреляя по нему из пистолетов. Следы пуль и осколков видны на памятнике до сих пор. После войны памятник реставрировали, восстановив некоторые утраченные детали (в частности, грабли у крестьянки). Несколько лет назад пришлось восстанавливать фрагмент косы колиивца, похищенный собирателями цветного металла. На сегодняшний день отсутствуют ленточки на бескозырке у матроса и часть штыка у красноармейца.

Источник: www.kharkivoda.gov.ua

Реклама



Выставка-фотохроника "Т.Г. Шевченко навеки в сердце первой столицы Украины"

10-03-2009, 00:00

Посмотрели: 1 531

Выставка-фотохроника "Т.Г. Шевченко навеки в сердце первой столицы Украины"

В сентябре 1929 года Харьковский окружной исполком, приняв решение о строительстве памятника Т.Г. Шевченко в столице Украины – городе Харькове, утверждает место для памятника – цветник на пл. Тевелева (ныне Конституции) и формулирует основную идею конкурса проектов на памятник: "Шевченко – революционный поэт, борец за национальное освобождение Украины".

Итоги конкурса подвели 25 января 1931 года. В помещении общества культурных связей с заграницей (ныне - Дом архитектора на ул. Дарвина, 13) была открыта международная выставка проектов памятника Шевченко. В конкурсе приняли участие более 100 скульпторов Советского Союза, а также Франции, Польши, Германии, Италии.

Из статьи Дм. Грудины "Шевченко в памятниках (к международному конкурсу проектов). Журнал "Червоний шлях", 1931 год.

"На выставке этих проектов наглядно убеждаешься, в какой глубокий тупик зашло старое, буржуазно-идеалистическое и индивидуально-анархическое пространственное искусство (как искусство вообще) и как беспомощно барахтается оно, в лице своих мастеров, между фальшивой надоевшей красивостью ради красивости, трафаретностью средств и убогостью форм (как мысли), и между всякими "левыми уклонами" формалистики, неискреннего пафоса, схематики, иногда злободневной плакатности".

Проект "Радио"

Из комментария автора: "Проект исходит из трактовки Шевченко как провозвестника новой коммунистической цивилизации, на основе развития машинной техники и индустриального пролетариата… Мое сооружение должно жить с нами каждый день, все наши праздники будут с ним связаны, на струны можно легко натянуть лозунги и флаги, на трибуны поднимаются представители фабрик и заводов, вожди партии и власти …"

Работы западных скульпторов, выполненные в стиле конструктивизма, не содержали даже намека на фигуру. Это были шары и диски, пересекающие друг друга под разными углами. Исключение составили французы, представившие Тараса взбирающимся к Господу Богу в сопровождении двух ангелов с серпом и молотом в руках, и поляки, изобразившие его в одежде шляхтича. Жюри констатировало: ни один из поданных на конкурс проектов не заслуживает премирования по своим абсолютным преимуществам. Ни один из проектов не был рекомендован для непосредственного воплощения.

Конкурсный марафон продолжался. В начале 1933 года видные мастера, принявшие участие в финальном этапе, очередной раз представили свои проекты. Ни один из 30 проектов, по мнению жюри, не отвечал условиям и задачам конкурса. Правда, четыре из них жюри предложило авторам доработать, в том числе и проект ленинградцев – скульптора Манизера и архитектора Лангбарда. Через три месяца они подали новый вариант, который был признан лучшим.


Открытие памятника харьковчане ждали с огромным нетерпением. В прессе публиковали отчеты о ходе строительства, вездесущие мальчишки норовили пробраться на саму стройку, а горожане гадали, каким он будет, этот монумент, который газеты тех лет называли самым большим бронзовым памятником в СССР. 24 марта 1935 года стал днем рождения памятника Т.Г. Шевченко.

Из журнала "Червоний шлях", 1935, № 3:

"Солнечный весенний день. Дома украшены флагами. Со всех концов города собираются люди. С флагами и оркестрами пришли делегации заводов, военных частей; первой пришла колонна городских и сельских школьников и пионеров. Слева от памятника расположился большой сводный оркестр харьковского гарнизона, в другой стороны – большой хор. Красное покрывало на памятнике развевается под ветром, и становится видно детали памятника".

Из воспоминаний харьковского журналиста Зиновия Биленко: "Вдруг стихает все вокруг. Это горнисты протрубили призыв "Слушайте все!". Народный комиссар образования УССР Затонский произносит: "Именем Коммунистической партии большевиков и правительства Советской Украины ныне открывается в Харькове – индустриальном центре республики – памятник великому поэту, революционеру-демократу Т.Г. Шевченко!". В это мгновение под звуки "Интернационала" разворачивается широкий зонт из красного полотна - и перед глазами тысяч людей предстает грандиозный монумент".

На митинг в качестве почетных гостей были приглашены создатель монумента Матвей Манизер, актеры театра "Березиль" Наталья Ужвий, Амвросий Бучма, Иван Марьяненко, Лесь Сердюк, Сусанна Коваль, позировавшие скульптору; приехала делегация из Минска, возглавляемая Янкой Купалой; были родственники и земляки Кобзаря. Приветственные телеграммы в связи с открытием памятника Шевченко в Харькове присылали со всех концов земного шара.

Телеграмма из Канады в связи с открытием памятника Т.Г. Шевченко в Харькове: "Съезд Украинской рабоче-фермерской организации Канады, который происходит в Виннипеге, принял с большим энтузиазмом и признанием для Советской власти известие о завершении строительства и открытии в Харькове огромного памятника Тарасу Шевченко. Съезд признает, что только Советская власть трудящихся могла подобающим образом почтить память великого украинского поэта-бунтаря. Да здравствует Советская Украина! За здравствует Советский Союз! Президиум – Кизема".

Вокруг центрального пилона с фигурой Кобзаря по спирали разместились 16 бронзовых скульптур. Часть из них, по замыслу автора, должна была символизировать прошлое Украины, часть – настоящее и будущее.

Из интервью Матвея Манизера, 1964 год: "Натурщики? Это были первоклассные творцы! Всю жизнь буду им искренне благодарен! Выдающийся мастер украинского театра Амвросий Бучма позировал для фигур повстанца времен Колиивщины и крестьянина с камнем на плечах; Иван Марьяненко – для фигуры старого запорожского казака, связанного, измученного, но не покоренного; Лесь Сердюк изображал молодого хлопца с косой в руках и крепостного со связанными руками. Каждый из них перевоплощался, долго вживался в свой образ… Больше всего я подружился с чудесной драматической артисткой Натальей Ужвий. С нее я лепил Катерину – любимую героиню поэта".

Из воспоминаний Леся Сердюка, актера театра "Березиль": "Представьте себе большую светлую комнату, похожую больше на гончарный цех и заставленную заготовками фигур, кучами глины, разными подставками, приспособлениями, инструментами. Работа начинается. Позируем все сразу. Приходится только удивляться, как умудрялся Манизер лепить нас всех одновременно. Человека 3-4 его ассистентов увеличивали фигуры по моделям и расставляли возле нас. А тем временем появлялся с куском глины в руке и Матвей Генрихович, чтобы оживить образы, проработав и закончив все фигуры в глине собственноручно".

Из воспоминаний Амвросия Бучмы, актера театра "Березиль": "Впервые довелось мне так близко познакомиться с творческой работой скульптора. Позирование – работа очень тяжелая: застыть в одном напряженном положении и выдерживать его на протяжении 8-9, а то и 12 часов в сутки! Стоять рядом с великим поэтом как скульптурное воплощение его творчества – это на самом деле великая честь".

Из воспоминаний Натальи Ужвий, актрисы театра "Березиль": "Как-то жутко становится от странной мысли, что в какой-то один день тебя на свете не станет, а в бронзе останешься навека".

Молодая крестьянка с граблями на плече – актриса театра "Березиль" Сусанна Коваль. Для статуи комсомолки, завершающей скульптурную композицию, позировала харьковская пионервожатая школы № 25 Наталья Щетинина (Гордиенко). По некоторым данным, прототипом "Человека с ружьем" является сотрудник аппарата ЦК КП/б/У, член комиссии по сооружению памятника Шевченко вХарькове Андрей Хвыля. Для остальных фигур Манизеру позировали рабочие ленинградских заводов.

На момент открытия памятник Т.Г. Шевченко был самым большим бронзовым памятником в стране. Его высота – 16 метров; при этом высота фигуры поэта - 5, 5 метра, высота каждой из 16 фигур – 2,75 метра. Диаметр нижнего кольца постамента – 16, 5 метров. На сегодняшний день в мире насчитывается более 300 памятников Кобзарю, но харьковский памятник по-прежнему считается самым лучшим.

На строительстве памятника работали скульпторы и каменотесы, плотники и полировщики, чеканщики и такелажники, землекопы и архитекторы – всего около 250 человек. Для его возведения понадобилось 75 вагонов различных материалов, в том числе 25 вагонов лабрадора и лабрадорита; на отливку статуй ушло 30 тонн бронзы.

В годы войны памятник понес значительные утраты. Очевидцы рассказывали, что немцы развлекались, стреляя по нему из пистолетов. Следы пуль и осколков видны на памятнике до сих пор. После войны памятник реставрировали, восстановив некоторые утраченные детали (в частности, грабли у крестьянки). Несколько лет назад пришлось восстанавливать фрагмент косы колиивца, похищенный собирателями цветного металла. На сегодняшний день отсутствуют ленточки на бескозырке у матроса и часть штыка у красноармейца.

Источник: www.kharkivoda.gov.ua

Реклама