Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

«Самый маленький художник на голову выше толпы». Раиса Павловна Иванова.

8-05-2009, 23:11

Посмотрели: 2 472

«Самый маленький художник на голову выше толпы». Раиса Павловна Иванова.

altКаждая человеческая жизнь – по сути своей роман. Только чья-то уместится в несколько глав, а иную можно отобразить лишь многотомной сагой. Да и то вкратце. Вот такая жизнь, наполненная светом искусства, радостью творчества, интересными, богатыми душой людьми досталась Раисе Павловне Ивановой – Заслуженному художнику Украины, лауреату международных выставок, непревзойденному мастеру в технике свободной росписи по шелку «батик». Мы посетили художницу накануне Дня Победы.


В доме у этой удивительной женщины – недалеко от Харькова, в поселке Покотиловка – буквально не закрываются двери. Радушие, любовь к людям, мощная положительная энергетика одинаково притягивают сюда как многочисленных учеников, художников, журналистов, так и людей, весьма далеких от искусства.
Судьба Раисы Павловны – даже не роман. Это поэма. Когда вся жизнь пронизана творчеством, обычные слова бессильны. Поэтому, лучше предоставим слово самой художнице.

- Детство я провела в Дагестанской деревне – где и родилась. Окружал меня очень самобытный народ. В каждом ауле – своя культура. Один аул ткет ковры; другой – выводит овец; в третьем делают «чувяки» - лаковую обувь из кожи тех же овец. Причем, каждый аул говорит на своем наречии. Народ необыкновенно дружный – никогда у них не было никаких конфликтов. Вся Махачкала – это люди, спустившиеся с гор – очень поэтичные, как и окружающая их природа. Очень любят поэзию, могут говорить и думать стихами. Дагестан подарил миру целую плеяду поэтов, музыкантов, художников. Мне довелось учиться с Расулом Гамзатовым. Мы потом много лет встречались, когда я приезжала в Махачкалу. Последняя наша встреча произошла перед трагическими событиями в Чечне. Уже тогда везде были митинги. Тогда там стал насильственно насаждаться ислам. Это и стало основной причиной конфликта. Расул говорил: «Что вы делаете? Что делите?» - ему трудно было поверить в то, что происходит на его мирной родине.alt

Моими учителями были великие мастера гор. У нас не было учебников. Были учителя – великие люди! Преподавали живопись, географию, музыку. Был у нас географ Абдул Арсланович – горец необыкновенной красоты. Он заходил в класс в белой черкеске, с белым башлыком, с серебряными украшениями, седой… Много путешествовал. И вот, однажды, побывал в Украине. «Какая это страна! Какой народ! Убеленные хатки, соломой крытые… Палисаднички в цветах… А когда возвращаются с работы – какое необыкновенное многоголосье! Женщины поют – заслушаешься!.. А какая у них речь!» Объехав почти весь мир, зная много языков, такого мелодичного, певучего, нежного языка он нигде не встречал. «А женщины!..» Мы, семиклассники, вместе с ним закрывали глаза и переносились в мир Украины. Потом дружно вздыхали вместе с учителем, и урок продолжался. Для нас эта страна была чем-то вроде Мадагаскара для сегодняшних школьников – на другом краю Земли… Мир познавали только по рассказам взрослых.
Учеба моя начиналась в Тбилисской академии в 1945 году. Через месяц приехала в Харьков. Меня здесь приняли без документов: поверили на слово, что их скоро перешлют. Начала учиться в Харьковском Государственном художественном училище им. Репина. В 1953 году окончила его по классу живописи. Тогда же вышла замуж. По окончании училища была направлена в Промунивермаг главным художником по росписи тканей (батик). Таким образом, у меня сформировался уклон в направлении прикладного искусства.
Хорошо пошла работа. У меня было 50 человек сотрудников – я их всех должна была обучить росписи (не все пришли после училища). 
Батик – международное искусство. Прежде всего – это командировки по Европе. Но тогда у нас это искусство имело только утилитарное значение. Мы делали платки, шапки, шарфики, платки, подушечки расписывали и галстуки. Тончайшая работа – галстук, выполненный на крепдешиновой ткани.

 

altСправка.    Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
Свободная роспись по шелку плюс классический батик — уникальная техника живописи по шелку, которая позволяет художнику воплотить свои фантазии, не ограничиваясь техническими рамками. Это панно с росписью по шелку, платки, шарфы из шелка, одежда с росписью для подиума и повседневной жизни, ширмы для любых интерьеров — от японского ресторана, банка, до семейной гостиной или детской.

Живу я в поселке Покотиловка. Замужем, трое детей (двое – близнецы). Почти сразу после их рождения я пошла работать в соседнюю школу: преподавать изобразительное искусство. Я никогда не готовила себя к педагогической деятельности. Но как мне понравилось работать! Я видела, что дети ждали моего прихода. То, что я им рассказывала и показывала, они больше нигде не могли узнать. Только - от меня.

А какие были оргчасы! В институте усовершенствования целые фильмы создавали по моим воспитательным часам. У нас был журнал искусств. Я занялась, по сути, внедрением искусства в массы. С этих деток начиналось мое призвание, и мы с ними до сих пор друзья. Сегодня я хожу по поселку – мне кланяются родители этих детей. Им об искусстве до меня больше никто не рассказывал. Я их возила в Москву, в музеи Москвы, Ленинграда. За сподвижничество я была награждена знаком «Отличник народного образования». Ни один учитель рисования не был отмечен такой высокой наградой. Ко мне приезжали из Москвы, мой опыт помогал в создании учебников. Это была прекрасная жизнь!

Мой метод преподавания смело можно отнести к рериховской «гуманной педагогике». Что это значит? Вот сейчас я работаю над дипломами. Я взяла тему гуманного отношения – к себе, к людям на основе учения Рериха. На своих уроках я предлагаю ученикам всем вместе, взявшись за руки, почувствовать этот мир, свет добра. Потом «опускаемся на землю», берем перо, бумагу – и работаем. Каждый должен понимать, что он вкладывает в свое искусство, сколько положительных душевных качеств. Сейчас информация идет со всех сторон совершенно иная. Чтобы проникнуть достаточно глубоко в душу ребенка, нужно сначала себя настроить, привести в порядок собственную энергетику – тогда будет положительный контакт. Гуманизм – это доброта. Это значит – никогда не подумать плохо о человеке. Никогда. Начинать нужно с себя. Если ты любишь себя – ты будешь любить всех, и тебя будут любить. К тебе будут тянуться.

Сейчас я живу одна – мои дети в Киеве. Жалуюсь на одиночество. Они приезжают – и не могут со мной поговорить пяти минут: идут люди. Спрашивают меня, почему они приходят и сидят. Говорю: потому, что им хорошо в моем доме! Здесь никогда никто никого не осуждает. Мы говорим на разные темы, но во всех словах сквозит доброжелательность. Когда говоришь добрые слова – даже голос другой. Я заметила, что в нашем поселке люди стали иначе относиться друг к другу – теплее, терпимее.

Я считаю: каждый человек должен знать, что все равно умрет. Он не вечен. Но за отпущенный период должен успеть сделать все. Ни один день не должен пройти впустую.

У меня трое детей, шесть внуков, правнуки. Муж – художник. Предки мои были богомазами. Дочь окончила художественное училище. Начинала здесь в институте, закончила Киевскую академию. В 1986 году (Чернобыльская трагедия) -  вернулась домой. Я предоставила ей свою мастерскую, где я занимаюсь батиком. И вот, с 1987 года у нас в Харькове «бум» батика. Нас принимали за границей, были выставки. Дочь, мои ученицы – члены-корреспонденты Академии изящных искусств Новой Зеландии (там проходил всемирный конкурс, где они были с персональной выставкой). 
Внук у меня окончил художественное училище с отличием. Затем – Академию. Тема диплома у него была – «11 век. Возрождение христианства» Окончил Академию с отличием, поступил в аспирантуру в Киеве. Окончил живописный факультет у Ковтуна Виктора Ивановича. Поступил на монументальное отделение, которое оканчивает в этом году. Он оформлял храм, построенный под Киевом в византийском стиле. Все эскизы делали сами. И вот сейчас он на защите диплома будет представлять иконостас. Зять тоже окончил аспирантуру.alt

По линии ЮНЕСКО была выставка в Питере. В трех залах были представлены 50 работ. У Тимофея, моего внука, был свой зал. Его работы «Монах», «Что такое истина» и другие посвящены религиозной тематике. У зятя (Кулаков) – историческая живопись. У дочери – Инь-Янь, театрализованная выставка. Все 50 работ были закуплены. Сразу после открытия весь Питер потянулся на эту выставку – стояла очередь. По ЮНЕСКО им дали пленер в Черногорию. Потом выставку провезли по Европе.
Внучка окончила Академию художеств в Киеве. Вышла замуж в Германии и занимается творчеством там. В Германии на живописцев исторически оказали влияние модерн, авангард. Сын тоже окончил художественное училище. Я - по-прежнему работаю в училище. У нас постоянно выставки – в основном, в Доме художников.

Творчество, работа не позволяют вспоминать о возрасте – я его не чувствую. Когда оценивают мои работы, просят о встрече, я с радостью понимаю – не напрасно работаю! Люди, наверное, отсюда даже мою энергетику уносят. Я всегда говорю, что в моих работах вложена моя душа. Точно так же вкладывает педагог душу в своего воспитанника.
У меня была такая ситуация. Мальчика не допускали к диплому. Я вижу, что он больной, на грани нервного срыва. И вот, перед защитой он попадает в 15-ю больницу. Я говорю – не волнуйся, будет диплом, поможем, все будет хорошо. Маме его говорю: передайте, пусть не волнуется. Придут мои бывшие выпускники, мы все сделаем. Он пришел, и все получилось. Я очень волновалась. Мальчик получил 12 баллов за эту работу, и сейчас он зарабатывает росписью на жизнь. Прекрасно работает!

Что я хочу сказать? Если ты педагог, ты оставляешь все свои проблемы дома. Вот -  твоя душа, вот – душа ребенка. Ты с ним общаешься и должен разобраться, что он думает, как мыслит, как подходит к решению темы.

У педагога огромная ответственность, а у педагога-художника – вдвойне. Мы имеем дело с очень тонкими душами. Чрезвычайно трудно с музыкантами, художниками. «Самый маленький художник на голову выше толпы», - кажется, сказал Ленин. Своим ребятам я всегда внушаю: только не безразличие! Вы не должны оставаться равнодушными ко всему, что вас окружает! Вот я живу в поселке. Выхожу, иду по своему переулочку. Листик на ветру крутится, на паутинке буквально держится… Думаю: да это же моя жизнь! Иду с работы – а он все висит. И так три дня. Он жить хочет! Его ветер рвет, а он за жизнь цепляется! Что я делаю? Беру пакетик целлофановый, внутрь – марлечку, одеваю, завязываю. Приходит весна. Вижу – висит мой кулечек. Открываю – а там почка, и лист уже новый появляется, новая жизнь. А мой лист все держится. Я его срываю. Приношу домой – и воплощаю в шарфике. Так жизнь его была продлена. Положила сначала в книгу, высушила и отпечатала на ткани. И он живет. Теперь, когда я надеваю этот шарфик, он удивительно приходится к моей душе. Вот я и говорю: природа – это жизнь. Этот лист создала природа. Он живой. И думайте о нем, как о живом. Это развивает гуманное отношение к миру.

altДетство и юность в Дагестане во многом сформировали мое отношение к жизни. Там люди никогда не держат зла друг на друга. Если чем-то недовольны – скажут ему в глаза. Не станут держать камень за душой, никогда не будут осуждать человека у него за спиной. Надо быть честными и принципиальными. Доброта должна быть с умом. И в искусство можно войти только с чистой душой. Искусство – вещь очень тонкая. Бог не каждого пускает в этот мир. Я говорю детям: вас он пускает! И вы – творите!

Лекцию я всегда начиная очень торжественно. Вот, например, тему «Восток» я начала стихами Омара Хайяма из его «Рубаи». Я «настраиваю» детей, направляю их на нужную волну: «Восток – дело тонкое». Потом, уже в процессе лекции, рассказываю о своих впечатлениях от Турции… Рассказываю, как попала в радугу на границе с Ираном…Что такое радуга, как передать это состояние... Говорят, кто попадает в радугу – счастливый человек. И я не могу с этим поспорить.
Я не богатый человек. У меня нет дворца, машины. Но у меня всегда все было. Зарплата педагога небольшая, но у меня постоянно проходили выставки, были премии. У меня очень много учеников, последователей. Они прекрасно работают, преподают в художественной школе. Дети их уже занимаются художественным творчеством. Это Наталья Федоровна Долгова – член Союза художников, Булышкина, Яробенко, Каменная – всех не перечесть – вошли в самостоятельную творческую жизнь, получили признание. Значит, мы не напрасно работали – и я, и они. 
Часов на живопись в школе отведено очень мало. За 32 часа я должна научить ребят создавать шарфики, платки, парео – и мы это делаем. У меня были очень заманчивые предложения, сулящие прибыль – но я осталась здесь. Работа с этими ребятами для меня дороже денег. У меня уже другие ценности. Раньше я вынуждена была зарабатывать. У меня был салон в Киеве, работы продавались – нужно было дать образование трем детям, всем внукам – я рано осталась без мужа. Сюда же я всегда иду, как на праздник. 

Батиком я занимаюсь все 40 лет, но знаю и витражи, и макраме. В Дагестане все женщины носят платки белые, и кайма обязательно должна быть обязательно ручной работы из натуральных красителей. Я знаю, как готовят натуральные красители (из трав, жучков и паучков) – это традиция. Там окрашивают и нити для ручного прядения, вышивки. Я могу вам персидский ковер сделать отличного качества. Там на один квадратный сантиметр столько узелков!.. Это очень интересная вещь – создание ковра по рисунку (подкладывается). В Дагестане совсем маленькие девочки владеют этим искусством. Потом ковры выкладывают на улице, по ним проезжают арбы, и колесами, копытами выбивают все лишнее. Затем ковры тащат к морю, окунают в воду, затем выносят на песок. Все должны потоптаться по этим коврам. Затем ковер высушивается, после чего весь «переливается». Челочка ворса – одинаковая, ровная, будто ее срезали!
Еще «ювелиркой» приходилось заниматься – там это нужно было. Серебряных дел мастера из Дагестана славились столетия назад. Я даже умею конфеты делать…

Люди в Дагестане живут – удивительные!

Если к кому-то приезжали гости, каждый что-то готовил, пек и нес угощение. Гостей надо хорошо кормить! Горцы непосредственные, как дети. Их обидеть нельзя. А уж если кто обидел – по-своему рассчитаются. За счет этой доброты, взаимопомощи мы и войну пережили. Там просто не могло быть национализма – там дружно жили вместе 36 национальностей! Общий язык был один – русский. Вся моя жизнь – как в сказке, вся в событиях. Не всегда хороших. Война началась – мне 15 лет было. Просыпались на работу по гудку. Плач - из всех дворов, когда объявили всеобщий призыв. Зато когда встречали с фронта – столы стояли накрытые по всей главной улице. На руках выносили прибывших из вагонов и сажали за стол.

У меня большая семья. Но здесь осталась одна. Я не хочу ехать в Киев. Не хочу проживать чужую жизнь. Наверное, я привыкла быть «диктатором» - создавать семью, устраивать судьбы. Своих детей, внуков. Чтобы они могли учиться, начать самостоятельно работать.

Одну из моих работ купил Арнольд Шварценеггер. Это был пэчворк. Я как раз тогда занялась лоскутной техникой. Был праздник на Печенежском поле. Приехали два парня из Калифорнии. Ходили, смотрели, фотографировали. А на следующий год я получила письмо с просьбой, чтобы я А. Шварценеггеру продала свои работы. Тогда это было очень дорого: за 300 долларов. Взяли две работы: «Цветущая Украина» и «Русское блюдо». Потом приезжали, благодарили меня. Когда они выставили эти работы в Америке – у них целый праздник был. Там очень популярна лоскутная техника – оттуда она и altраспространилась по миру.

 

Вот так заслужила я своим увлечением признание – даже за пределами Украины. Красота – интернациональна…

 
Прощаясь с Раисой Павловной, от души желаем еще много счастливых моментов в жизни, неиссякаемой энергии, новых интересных встреч, быть и далее солнечным магнитом для людей, высвечивать их положительные качества  и с радостью встретить очередной День Победы!
 

                                                                                           Ольга АННЕНКОВА

Реклама



«Самый маленький художник на голову выше толпы». Раиса Павловна Иванова.

8-05-2009, 23:11

Посмотрели: 2 472

«Самый маленький художник на голову выше толпы». Раиса Павловна Иванова.

altКаждая человеческая жизнь – по сути своей роман. Только чья-то уместится в несколько глав, а иную можно отобразить лишь многотомной сагой. Да и то вкратце. Вот такая жизнь, наполненная светом искусства, радостью творчества, интересными, богатыми душой людьми досталась Раисе Павловне Ивановой – Заслуженному художнику Украины, лауреату международных выставок, непревзойденному мастеру в технике свободной росписи по шелку «батик». Мы посетили художницу накануне Дня Победы.


В доме у этой удивительной женщины – недалеко от Харькова, в поселке Покотиловка – буквально не закрываются двери. Радушие, любовь к людям, мощная положительная энергетика одинаково притягивают сюда как многочисленных учеников, художников, журналистов, так и людей, весьма далеких от искусства.
Судьба Раисы Павловны – даже не роман. Это поэма. Когда вся жизнь пронизана творчеством, обычные слова бессильны. Поэтому, лучше предоставим слово самой художнице.

- Детство я провела в Дагестанской деревне – где и родилась. Окружал меня очень самобытный народ. В каждом ауле – своя культура. Один аул ткет ковры; другой – выводит овец; в третьем делают «чувяки» - лаковую обувь из кожи тех же овец. Причем, каждый аул говорит на своем наречии. Народ необыкновенно дружный – никогда у них не было никаких конфликтов. Вся Махачкала – это люди, спустившиеся с гор – очень поэтичные, как и окружающая их природа. Очень любят поэзию, могут говорить и думать стихами. Дагестан подарил миру целую плеяду поэтов, музыкантов, художников. Мне довелось учиться с Расулом Гамзатовым. Мы потом много лет встречались, когда я приезжала в Махачкалу. Последняя наша встреча произошла перед трагическими событиями в Чечне. Уже тогда везде были митинги. Тогда там стал насильственно насаждаться ислам. Это и стало основной причиной конфликта. Расул говорил: «Что вы делаете? Что делите?» - ему трудно было поверить в то, что происходит на его мирной родине.alt

Моими учителями были великие мастера гор. У нас не было учебников. Были учителя – великие люди! Преподавали живопись, географию, музыку. Был у нас географ Абдул Арсланович – горец необыкновенной красоты. Он заходил в класс в белой черкеске, с белым башлыком, с серебряными украшениями, седой… Много путешествовал. И вот, однажды, побывал в Украине. «Какая это страна! Какой народ! Убеленные хатки, соломой крытые… Палисаднички в цветах… А когда возвращаются с работы – какое необыкновенное многоголосье! Женщины поют – заслушаешься!.. А какая у них речь!» Объехав почти весь мир, зная много языков, такого мелодичного, певучего, нежного языка он нигде не встречал. «А женщины!..» Мы, семиклассники, вместе с ним закрывали глаза и переносились в мир Украины. Потом дружно вздыхали вместе с учителем, и урок продолжался. Для нас эта страна была чем-то вроде Мадагаскара для сегодняшних школьников – на другом краю Земли… Мир познавали только по рассказам взрослых.
Учеба моя начиналась в Тбилисской академии в 1945 году. Через месяц приехала в Харьков. Меня здесь приняли без документов: поверили на слово, что их скоро перешлют. Начала учиться в Харьковском Государственном художественном училище им. Репина. В 1953 году окончила его по классу живописи. Тогда же вышла замуж. По окончании училища была направлена в Промунивермаг главным художником по росписи тканей (батик). Таким образом, у меня сформировался уклон в направлении прикладного искусства.
Хорошо пошла работа. У меня было 50 человек сотрудников – я их всех должна была обучить росписи (не все пришли после училища). 
Батик – международное искусство. Прежде всего – это командировки по Европе. Но тогда у нас это искусство имело только утилитарное значение. Мы делали платки, шапки, шарфики, платки, подушечки расписывали и галстуки. Тончайшая работа – галстук, выполненный на крепдешиновой ткани.

 

altСправка.    Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
Свободная роспись по шелку плюс классический батик — уникальная техника живописи по шелку, которая позволяет художнику воплотить свои фантазии, не ограничиваясь техническими рамками. Это панно с росписью по шелку, платки, шарфы из шелка, одежда с росписью для подиума и повседневной жизни, ширмы для любых интерьеров — от японского ресторана, банка, до семейной гостиной или детской.

Живу я в поселке Покотиловка. Замужем, трое детей (двое – близнецы). Почти сразу после их рождения я пошла работать в соседнюю школу: преподавать изобразительное искусство. Я никогда не готовила себя к педагогической деятельности. Но как мне понравилось работать! Я видела, что дети ждали моего прихода. То, что я им рассказывала и показывала, они больше нигде не могли узнать. Только - от меня.

А какие были оргчасы! В институте усовершенствования целые фильмы создавали по моим воспитательным часам. У нас был журнал искусств. Я занялась, по сути, внедрением искусства в массы. С этих деток начиналось мое призвание, и мы с ними до сих пор друзья. Сегодня я хожу по поселку – мне кланяются родители этих детей. Им об искусстве до меня больше никто не рассказывал. Я их возила в Москву, в музеи Москвы, Ленинграда. За сподвижничество я была награждена знаком «Отличник народного образования». Ни один учитель рисования не был отмечен такой высокой наградой. Ко мне приезжали из Москвы, мой опыт помогал в создании учебников. Это была прекрасная жизнь!

Мой метод преподавания смело можно отнести к рериховской «гуманной педагогике». Что это значит? Вот сейчас я работаю над дипломами. Я взяла тему гуманного отношения – к себе, к людям на основе учения Рериха. На своих уроках я предлагаю ученикам всем вместе, взявшись за руки, почувствовать этот мир, свет добра. Потом «опускаемся на землю», берем перо, бумагу – и работаем. Каждый должен понимать, что он вкладывает в свое искусство, сколько положительных душевных качеств. Сейчас информация идет со всех сторон совершенно иная. Чтобы проникнуть достаточно глубоко в душу ребенка, нужно сначала себя настроить, привести в порядок собственную энергетику – тогда будет положительный контакт. Гуманизм – это доброта. Это значит – никогда не подумать плохо о человеке. Никогда. Начинать нужно с себя. Если ты любишь себя – ты будешь любить всех, и тебя будут любить. К тебе будут тянуться.

Сейчас я живу одна – мои дети в Киеве. Жалуюсь на одиночество. Они приезжают – и не могут со мной поговорить пяти минут: идут люди. Спрашивают меня, почему они приходят и сидят. Говорю: потому, что им хорошо в моем доме! Здесь никогда никто никого не осуждает. Мы говорим на разные темы, но во всех словах сквозит доброжелательность. Когда говоришь добрые слова – даже голос другой. Я заметила, что в нашем поселке люди стали иначе относиться друг к другу – теплее, терпимее.

Я считаю: каждый человек должен знать, что все равно умрет. Он не вечен. Но за отпущенный период должен успеть сделать все. Ни один день не должен пройти впустую.

У меня трое детей, шесть внуков, правнуки. Муж – художник. Предки мои были богомазами. Дочь окончила художественное училище. Начинала здесь в институте, закончила Киевскую академию. В 1986 году (Чернобыльская трагедия) -  вернулась домой. Я предоставила ей свою мастерскую, где я занимаюсь батиком. И вот, с 1987 года у нас в Харькове «бум» батика. Нас принимали за границей, были выставки. Дочь, мои ученицы – члены-корреспонденты Академии изящных искусств Новой Зеландии (там проходил всемирный конкурс, где они были с персональной выставкой). 
Внук у меня окончил художественное училище с отличием. Затем – Академию. Тема диплома у него была – «11 век. Возрождение христианства» Окончил Академию с отличием, поступил в аспирантуру в Киеве. Окончил живописный факультет у Ковтуна Виктора Ивановича. Поступил на монументальное отделение, которое оканчивает в этом году. Он оформлял храм, построенный под Киевом в византийском стиле. Все эскизы делали сами. И вот сейчас он на защите диплома будет представлять иконостас. Зять тоже окончил аспирантуру.alt

По линии ЮНЕСКО была выставка в Питере. В трех залах были представлены 50 работ. У Тимофея, моего внука, был свой зал. Его работы «Монах», «Что такое истина» и другие посвящены религиозной тематике. У зятя (Кулаков) – историческая живопись. У дочери – Инь-Янь, театрализованная выставка. Все 50 работ были закуплены. Сразу после открытия весь Питер потянулся на эту выставку – стояла очередь. По ЮНЕСКО им дали пленер в Черногорию. Потом выставку провезли по Европе.
Внучка окончила Академию художеств в Киеве. Вышла замуж в Германии и занимается творчеством там. В Германии на живописцев исторически оказали влияние модерн, авангард. Сын тоже окончил художественное училище. Я - по-прежнему работаю в училище. У нас постоянно выставки – в основном, в Доме художников.

Творчество, работа не позволяют вспоминать о возрасте – я его не чувствую. Когда оценивают мои работы, просят о встрече, я с радостью понимаю – не напрасно работаю! Люди, наверное, отсюда даже мою энергетику уносят. Я всегда говорю, что в моих работах вложена моя душа. Точно так же вкладывает педагог душу в своего воспитанника.
У меня была такая ситуация. Мальчика не допускали к диплому. Я вижу, что он больной, на грани нервного срыва. И вот, перед защитой он попадает в 15-ю больницу. Я говорю – не волнуйся, будет диплом, поможем, все будет хорошо. Маме его говорю: передайте, пусть не волнуется. Придут мои бывшие выпускники, мы все сделаем. Он пришел, и все получилось. Я очень волновалась. Мальчик получил 12 баллов за эту работу, и сейчас он зарабатывает росписью на жизнь. Прекрасно работает!

Что я хочу сказать? Если ты педагог, ты оставляешь все свои проблемы дома. Вот -  твоя душа, вот – душа ребенка. Ты с ним общаешься и должен разобраться, что он думает, как мыслит, как подходит к решению темы.

У педагога огромная ответственность, а у педагога-художника – вдвойне. Мы имеем дело с очень тонкими душами. Чрезвычайно трудно с музыкантами, художниками. «Самый маленький художник на голову выше толпы», - кажется, сказал Ленин. Своим ребятам я всегда внушаю: только не безразличие! Вы не должны оставаться равнодушными ко всему, что вас окружает! Вот я живу в поселке. Выхожу, иду по своему переулочку. Листик на ветру крутится, на паутинке буквально держится… Думаю: да это же моя жизнь! Иду с работы – а он все висит. И так три дня. Он жить хочет! Его ветер рвет, а он за жизнь цепляется! Что я делаю? Беру пакетик целлофановый, внутрь – марлечку, одеваю, завязываю. Приходит весна. Вижу – висит мой кулечек. Открываю – а там почка, и лист уже новый появляется, новая жизнь. А мой лист все держится. Я его срываю. Приношу домой – и воплощаю в шарфике. Так жизнь его была продлена. Положила сначала в книгу, высушила и отпечатала на ткани. И он живет. Теперь, когда я надеваю этот шарфик, он удивительно приходится к моей душе. Вот я и говорю: природа – это жизнь. Этот лист создала природа. Он живой. И думайте о нем, как о живом. Это развивает гуманное отношение к миру.

altДетство и юность в Дагестане во многом сформировали мое отношение к жизни. Там люди никогда не держат зла друг на друга. Если чем-то недовольны – скажут ему в глаза. Не станут держать камень за душой, никогда не будут осуждать человека у него за спиной. Надо быть честными и принципиальными. Доброта должна быть с умом. И в искусство можно войти только с чистой душой. Искусство – вещь очень тонкая. Бог не каждого пускает в этот мир. Я говорю детям: вас он пускает! И вы – творите!

Лекцию я всегда начиная очень торжественно. Вот, например, тему «Восток» я начала стихами Омара Хайяма из его «Рубаи». Я «настраиваю» детей, направляю их на нужную волну: «Восток – дело тонкое». Потом, уже в процессе лекции, рассказываю о своих впечатлениях от Турции… Рассказываю, как попала в радугу на границе с Ираном…Что такое радуга, как передать это состояние... Говорят, кто попадает в радугу – счастливый человек. И я не могу с этим поспорить.
Я не богатый человек. У меня нет дворца, машины. Но у меня всегда все было. Зарплата педагога небольшая, но у меня постоянно проходили выставки, были премии. У меня очень много учеников, последователей. Они прекрасно работают, преподают в художественной школе. Дети их уже занимаются художественным творчеством. Это Наталья Федоровна Долгова – член Союза художников, Булышкина, Яробенко, Каменная – всех не перечесть – вошли в самостоятельную творческую жизнь, получили признание. Значит, мы не напрасно работали – и я, и они. 
Часов на живопись в школе отведено очень мало. За 32 часа я должна научить ребят создавать шарфики, платки, парео – и мы это делаем. У меня были очень заманчивые предложения, сулящие прибыль – но я осталась здесь. Работа с этими ребятами для меня дороже денег. У меня уже другие ценности. Раньше я вынуждена была зарабатывать. У меня был салон в Киеве, работы продавались – нужно было дать образование трем детям, всем внукам – я рано осталась без мужа. Сюда же я всегда иду, как на праздник. 

Батиком я занимаюсь все 40 лет, но знаю и витражи, и макраме. В Дагестане все женщины носят платки белые, и кайма обязательно должна быть обязательно ручной работы из натуральных красителей. Я знаю, как готовят натуральные красители (из трав, жучков и паучков) – это традиция. Там окрашивают и нити для ручного прядения, вышивки. Я могу вам персидский ковер сделать отличного качества. Там на один квадратный сантиметр столько узелков!.. Это очень интересная вещь – создание ковра по рисунку (подкладывается). В Дагестане совсем маленькие девочки владеют этим искусством. Потом ковры выкладывают на улице, по ним проезжают арбы, и колесами, копытами выбивают все лишнее. Затем ковры тащат к морю, окунают в воду, затем выносят на песок. Все должны потоптаться по этим коврам. Затем ковер высушивается, после чего весь «переливается». Челочка ворса – одинаковая, ровная, будто ее срезали!
Еще «ювелиркой» приходилось заниматься – там это нужно было. Серебряных дел мастера из Дагестана славились столетия назад. Я даже умею конфеты делать…

Люди в Дагестане живут – удивительные!

Если к кому-то приезжали гости, каждый что-то готовил, пек и нес угощение. Гостей надо хорошо кормить! Горцы непосредственные, как дети. Их обидеть нельзя. А уж если кто обидел – по-своему рассчитаются. За счет этой доброты, взаимопомощи мы и войну пережили. Там просто не могло быть национализма – там дружно жили вместе 36 национальностей! Общий язык был один – русский. Вся моя жизнь – как в сказке, вся в событиях. Не всегда хороших. Война началась – мне 15 лет было. Просыпались на работу по гудку. Плач - из всех дворов, когда объявили всеобщий призыв. Зато когда встречали с фронта – столы стояли накрытые по всей главной улице. На руках выносили прибывших из вагонов и сажали за стол.

У меня большая семья. Но здесь осталась одна. Я не хочу ехать в Киев. Не хочу проживать чужую жизнь. Наверное, я привыкла быть «диктатором» - создавать семью, устраивать судьбы. Своих детей, внуков. Чтобы они могли учиться, начать самостоятельно работать.

Одну из моих работ купил Арнольд Шварценеггер. Это был пэчворк. Я как раз тогда занялась лоскутной техникой. Был праздник на Печенежском поле. Приехали два парня из Калифорнии. Ходили, смотрели, фотографировали. А на следующий год я получила письмо с просьбой, чтобы я А. Шварценеггеру продала свои работы. Тогда это было очень дорого: за 300 долларов. Взяли две работы: «Цветущая Украина» и «Русское блюдо». Потом приезжали, благодарили меня. Когда они выставили эти работы в Америке – у них целый праздник был. Там очень популярна лоскутная техника – оттуда она и altраспространилась по миру.

 

Вот так заслужила я своим увлечением признание – даже за пределами Украины. Красота – интернациональна…

 
Прощаясь с Раисой Павловной, от души желаем еще много счастливых моментов в жизни, неиссякаемой энергии, новых интересных встреч, быть и далее солнечным магнитом для людей, высвечивать их положительные качества  и с радостью встретить очередной День Победы!
 

                                                                                           Ольга АННЕНКОВА

Реклама