С 1 января водители могут не платить за услуги парковки, если она не оборудована паркоматами. В этот день вступило в силу соответствующее постановление Кабмина. В первой столице, однако, об этих устройствах не слышали даже сами парковщики. Деньги с водителей они взимают собственноручно, правда, с недавних пор взамен обязательно выдают парковочный талон.
Само постановление о правилах парковки принято еще 3 декабря 2009-го, но два пункта вступали в силу лишь неделю назад. Так, с начала года на каждой стоянке должен стоять специальный терминал, в который водитель вносит деньги за стоянку. По нормам один паркомат должен обслуживать 10 машин. О новых правилах харьковские чиновники знали заранее, но подготовиться не успели. «Сейчас ведутся переговоры с несколькими фирмами, которые занимаются установкой и обслуживанием паркоматов, заявил еще в марте 2010 года директор КП «Муниципальная парковка» Юрий Кузнецов. — Стоимость одного паркомата — около 100 000 гривен. Планируется, что паркоматы будут устанавливаться за средства инвесторов». Однако для Харькова это пока что остается фантастикой — в городе нет ни единого автомата.
Выяснять, как обстоят дела на стоянках, мы отправились на одну из парковок Центрального рынка. Плату за стоянку по-прежнему взимают парковщики, при этом выдают водителям чеки об оплате. «У нас парковка стоит 5 гривен, — говорит работник парковки Вячеслав. — Каждому водителю мы обязаны выдать чек. К нам приставляют ревизоров, чтоб мы не клали деньги в карман», — пояснил парковщик. Как выяснилось, ничего не слышали о паркоматах и вступившем в силу постановлении Кабмина и на других стоянках. Мы решили провести небольшой эксперимент и припарковались на улице Квитки-Основьяненко. Тут же к нашему авто подошел парковщик и попросил оплатить стоянку. Корреспондент платить отказался, сославшись на постановление. Однако оказалось, что человек в зеленой робе ни о паркоматах, ни о вступившем в силу решении правительства ничего не знает. «В Киеве это, может, и работает, а в Харькове ничего подобного нет, — продолжал требовать 5 гривен парковщик. — Возможно, через несколько месяцев это новшество дойдет и до нас, но я в этом сомневаюсь, ведь нам совсем недавно выдали новые кассовые аппараты». В КП «Муниципальная парковка» нам заявили: платить за парковку нужно, несмотря на постановление Кабмина. Однако как-либо аргументировать свою точку зрения на предприятии не смогли.
По словам юристов, с 1 января закон находится на стороне водителей. «В том случае, если парковка не соответствует требованиям Постановления Кабмина, водитель может категорически отказать в оплате за парковку, независимо от того, какое лицо будет требовать оплату, — говорит юрист Харьковского автоклуба Денис Журавель. — Никакой ответственности за отказ в данном случае водитель не несет».