С. Тигипко: "Нельзя оставлять гражданина с властью один на один"
Сергей Тигипко. Кандидат в Президенты Украины. 8 сентября Сергей Леонидович посетил Харьков. Общение с журналистами прошло динамично и интересно: финансист Тигипко умеет говорить кратко и доходчиво, обходя специальные термины, делая информацию одинаково доступной для слушателей с различным уровнем подготовки. Уверен в своей победе на выборах - считает, что профессионализм - лучшая гарантия успеха.
"Я сегодня гораздо комфортнее себя чувствую, чем многие мои оппоненты. По профессиональности, по твердости. Когда я приезжал в Харьков прошлый раз, рейтинг был 0,9%, сейчас – 3,5, а я уже знаю точно, что больше 4%. Кто из кандидатов прибавил 3 единицы за последнее время? Никто. А выборы еще не начались. Поэтому, если кто-то из кандидатов говорит, что игра уже сыграна – это чистой воды блеф. Я иду на максимальный результат, и если дальше пойду такими же темпами, то уже через два месяца будет совершенно другая ситуация. Моя цель – не премьерство, а кресло президента".
Политическое устройство Украины Сергей Тигипко видит в контексте парламентско-президенской республики во главе с сильным президентом. "Я говорю о ключевых изменениях, которые должны произойти в стране - о чем говорят мало, стесняются, боятся, наверное говорить. Я говорю о том, что мы неправильно построили систему власти и пришли в результате к безвластию в стране. И если мы хотим быть честными перед людьми, перед всей Украиной, это надо признать и переходить к президентско-парламентской республике. Если сейчас мы не сконцентрируем власть в руках президента сильного, не сделаем его сильным, то проблемы будут только добавляться".
Только при наделенном достаточными полномочиями президенте способен конструктивно работать парламент, считает Тигипко. "Посмотрите на парламент. В состоянии ли этот орган взять на себя ответственность за кризис? В состоянии он решить проблемы простых людей? Хочет ли? Нужно ли ему это? Комфортно всем – коррупционную вертикаль поделили, расставили людей, всем хорошо. Я уверен: с этого надо начинать".
В то же время, президент не должен забывать об ответственности перед народом, который избрал его на высшую должность. "Нужно сделать простой, четкий закон об импичменте президента. Для того, чтобы добиться главного - связать людей и президента сильного, чтоб он чувствовал эту зависимость, чтоб он работал на этих людей, чтоб он боялся потерять власть и доверие этих людей".
Сергей Тигипко по праву гордится созданными им финансовыми системами. Банки и страховые компании с четкой системой управления, им созданной, в самом деле оказались одними из наиболее жизнеспособных в кризисный период. Сергей Леонидович готов поделиться наработанным опытом и полученными знаниями, применив их в государственных масштабах. С позиции успешного менеджера, ему легче увидеть промахи нынешних руководителей и предостеречь их от ошибок в будущем.
"Мне есть что сказать, я организовывал большие системы с нуля и добивался успеха. Я создал с нуля при помощи этой системы и своих друзей «Приват-Банк». У меня была команда и стратегия. Я ушел из банка, и остались 7,5 тысяч работающих и четкая мобильная система управления, которая имела свою стратегию. Сегодня – это банк номер один в Украине. Взял два других банка, которых никто не видел на карте, ушел – 11-е на рынке. Страховая компания ТАС – пятая на рынке страхования. Страховая группа – третья на рынке страхования. Эти все компании были созданы с нуля, я ничего не покупал."
"Пусть мне кто-нибудь из кандидатов скажет, сколько они создали проектов с западными консультантами. Бейн, Маккинзи, Сенчери, Ролан Бербер, Тушен. Я со всеми работал, знаю, что такое стратегия: это то, чего не хватает стране. Конкретики – не боюсь. По экономическим подходам, думаю, тоже дам фору, особенно с учетом рыночных подходов. Это сфера, в которой я себя очень комфортно чувствую".
Много вопросов - много ответов. Прямых, деловых, конкретных и, конечно, советов. Всем - кандидатам, правительству, Министерству финансов. "Начнутся дискуссии между кандидатами – сами все увидите. Некоторым кандидатам лучше вообще не появляться на этих дискуссиях. И вообще – находиться на расстоянии от них – больше рейтинг будет."
"Сделайте хорошие условия для работы рыночной экономики. Если лучше будут условия – мы выиграем конкуренцию с соседями. Это реально сделать прежде всего потому, что это наши, внутриукраинские решения. Можно каждую неделю рассматривать по сектору. Кто нам мешает?
Рассмотрим на примере строительства. Нам надо пройти 30 процедур, прежде чем начать строительство. В европейских странах - в среднем 15. В Европе на походы до начала строительства строительные компании тратят в среднем 150 дней. У нас – 475. Наши ближайшие соседи – не Европа – проходят процедур - 21, а мы – 30. Что нам мешает дать профессионалам пересмотреть, пересчитать, продумать и принять закон о строительстве? Говорим много – делаем мало. А вот такие изменения помогут рыночной экономике".
"А малый бизнес? Сегодня поговорил на улице с людьми - человек 50 собралось. Спрашивали меня о малом предпринимательстве. Вот, фиксированный налог. Известно, что если реализация - до 500 тысяч в год, то никакой бухгалтерии: ведешь себе тетрадку, записываешь прибыль, и платишь налог до 200 гривен в месяц. Но это же принималось под моим руководством в 1998 году. Изменения какие прошли, как цены выросли, а тот же остался объем реализации. Предприниматели говорят: мы готовы платить хоть тысячу, но дайте хотя бы полтора миллиона на реализацию!
То же самое с юридическими лицами: налог - 10% с оборота, при объеме реализации – миллион. Дайте хотя бы до трех миллионов, времена ж изменились! Мы заплатим с этих трех миллионов, заплатим с этой выручки! Деньги, налоги, что называется, под ногами валяются. Изменения в рыночной экономике нужны. Вот, 99 налогов и сборов. Почему прибавка обходится тридцатью пятью? Пора упрощать, делать дешевле".
Кандидат Тигипко понимает: будь рядовой предприниматель хоть семи пядей во лбу, но до высших эшелонов ему со своими инициативами не достучаться. Поэтому следующая позиция его предвыборной программы касается стандартов демократии.
"Сделайте так, чтобы люди чувствовали, что они влияют на власть. Как? Простимулируйте гражданское общество. Есть гражданские общественные организации, надо учитывать их в бюджете. Нельзя оставлять гражданина с властью один на один. Должен быть человек, который входит в общественную организацию, которая общается с властью. У нас 8% , а в Америке, к примеру, - 80% людей входят в общественные организации. Разные организации – экологи, по интересам".
Пора менять принцип избрания депутатов, - закрытые списки. Полностью оторвали персональную ответственность от людей. Кто отвечает за конкретный регион, где фамилия? Партия Регионов, БЮТ? Это - ничего. Это - коллективная безответственность, и практика это показала. В отношении к тем вопросам, которые решаются в регионах. Однозначно инициатива - на местные советы. В данном случае я правительство поддерживаю. Неважно, от кого я кандидат, но если идея умная, то ее надо развивать, поддержать, поправить, если надо, надо поддерживать такого человека. Без центра инициативы на местах, без заинтересованности местных органов нам не обойтись. Если я привел инвестора, получил дополнительные налоги, так чтоб на следующий год от достигнутого опять не нарезали налогов и не изъяли то, что я якобы дополнительно привлек и заработал. Чтобы определенные элементы такого бюджетного федерализма начали формироваться.
Тогда каждый из 12,5 тысяч местных советов будет тянуть инвесторов, создавать им условия. Это – элементы демократии.
И третье. Как показал кризис, государство должно быть игроком в экономике, не наблюдателем. Вот, не капитализировались банки – в феврале 15 банков должно было быть национализировано. Сегодня они бы уже кредитовали, и кредитовали экономику по указке правительства, имея нормальное рефинансирование Национального банка. Если возникнет проблема, и сильное, градообразующее предприятие обанкротится – моментально государство должно заходить туда. Зашло, проинвестировало, даже если не ключевая позиция, но - большое количество рабочих мест. Потом – выставить на продажу и заработать на этом. Это третья позиция: государство – игрок в экономике.
Эти три позиции – ключевые сегодня.