Юрий Павленко: каждая громада способна самостоятельно справиться с проблемой беспризорности
В Харькове на Всеукраинском совещании «С любовью и заботой к детям» присутствовал Министр Украины по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко. В своем выступлении он обратился к руководителям областных, районных, сельских государственных администраций с целью напомнить им о личной ответственности за судьбу каждого ребенка, оказавшегося на улице. Показал путь преодоления такого социального явления, как беспризорность: истоки общенациональной проблемы – на местах, в конкретной семье, имеют причину, справиться с которой можно и нужно самостоятельно по месту жительства конкретного ребенка.
В свою очередь, Юрий Павленко рассказал о деятельности Министерства в этом направлении, о предпринятых уже шагах и о том, что планируется предпринять в ближайшем будущем.
В этом году Верховная Рада утвердила национальную программу во исполнение конвенции ООН о правах ребенка до 2016 года. Таким образом, Верховная Рада, Президент и Правительство утвердили единую дорожную карту, чтобы урегулировать каждую проблему, с которой сталкивается ребенок с момента рождения до вхождения его во взрослую жизнь.
Первый конкретный план действий – на 2010 год – был утвержден вчера. В течение последних 4 лет Министерство целенаправленно работало над формированием системы защиты прав детей, которые утратили биологическую семью. В нашем комплексном плане три основных задачи: развитие семейных форм воспитания, реформирование государственных учреждений для детей-сирот и внедрение системы финансирования потребностей ребенка.
При создании этого документа все работали как единая команда и я благодарен за это Президенту, Кабинету Министров и Верховной Раде.
Сегодня я остановлюсь на проблемах, которые у нас остаются нерешенными. Прежде всего, это проблема беспризорности. Правда, в последнее время в стране наблюдается стойкая тенденция к снижению беспризорности. Изменился и возраст бесприютных детей: участились случаи принятия в семью ребят младшего школьного возраста, что, конечно, препятствует выходу детей на улицу. Меньше всего беспризорных детей на Западе Украины, больше – в Восточных областях. Есть острая необходимость разработать мероприятия по защите детей, попавших в кризисную ситуацию - опасные тенденции продолжают сохраняться. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась сегодня в Донецкой, Одесской, Запорожской областях и в Автономной республике Крым. Необходимо принимать такие профилактические меры, которые не позволят в дальнейшем ребенку опять попасть на улицу, активизировать систему учреждений, которые предоставляют помощь беспризорным детям, увеличить количество центров психологической реабилитации.
Особо хочу обратиться к руководителям районных государственных администраций. 17 тысяч детей, которые находились в прошлом году в приютах или 31 тысяча детей на улице в общенациональном масштабе – чрезвычайно высокое количество. Если эту цифру разбросать по городам, районам, селам – получится десяток человек на район, город, село. Каждая громада способна самостоятельно справиться с такой проблемой. Если каждый руководитель на своем уровне сможет основать центр по работе с такими детьми - проблема станет значительно меньше. Здесь очень много зависит от вас, от вашей инициативы на местах. Каждая структура, начиная с низшего уровня, ответственна за судьбу ребенка. Если же на местах ответственность за ребенка сразу перекладывается на государство, ребенок из его региона уже может появиться в Киеве, в любом другом месте. А всего лишь надо – урегулировать первопричину: проблему, которая вынудила ребенка оказаться на улице. Если нам удастся поломать эту тенденцию, изменить отношение к общей проблеме, то я уверен: через 5 лет такое понятие как беспризорность вообще перестанет существовать.
Формируя условия для усыновителя, мы руководствовались в первую очередь интересами ребенка. Минимум запретов - национальный усыновитель имеет сегодня максимальную поддержку со стороны государства. Перед нами стоит также задача контроля за усыновлением, соблюдением прав ребенка, украинского законодательства, соблюдением тайны усыновления. Мы должны контролировать не только приемных родителей, но и детские дома семейного типа, и другие формы опеки.
Очень важно за количественными показателями не потерять в качестве вновь созданных семей. Качество условий проживания, воспитания детей должны быть на первом месте при создании детского дома семейного типа или приемной семьи.
Еще один важный вопрос – реформирование интернатной системы учреждений. В 2002 году находилось 350 детей в интернатах, в 2007 – уже 200, в 2008 – 50-100 воспитанников. В общем – это нормальный процесс постепенного закрытия интернатов. Но этот вопрос встает сегодня перед каждым из руководителей на местном уроне: что будет с этим учреждением дальше, какую функцию он будет выполнять? Я попросил бы воздержаться от искусственного наполнения учреждений детьми из семей, детьми, имеющими родителей, которое сегодня наблюдается. Делается только для того, чтобы интернат выжил. Но при этом ребенок приобретает статус сироты, он теряет связь с родителями. Помните, что в первую очередь, ваша задача – сберечь семью, биологическую семью.
В рамках Президентской программы «Здоровая нация» мы начали в этом году вместе с Министерством образования и Министерством охраны здоровья разрабатывать меры по физическому воспитанию детей и молодежи в учебных заведениях. Это - минимум 10 часов физической активности ребенка в неделю. Начали мы этот проект в Киеве, сейчас рассматриваем Харьковскую, Донецкую, Днепропетровскую области, как наиболее подготовленные, достаточно оснащенные спортивными объектами. Там хорошо развита спортивная инфраструктура, близко от учебных заведений, что позволяет гармонично совмещать образование и физическое развитие.