"ЖЗЛ в Харькове". Николай Гредескул
Родился Н.А.Гредескул на хуторе Свяченый Яр Купянского уезда Харьковской губернии в дворянской семье. Образование он получал в г. Харькове: в 1883 году окончил 3-ю мужскую гимназию с золотой медалью и поступил на физико-математический факультет, а затем продолжил учебу на юридическом факультуте Харьковского университета. Здесь же, в Харьковском университете, начал свою научную и преподавательскую деятельность, был профессором и деканом юридического факультета.
Как человек широких интересов и взглядов, Н.А.Гредескул не ограничивался педагогической деятельностью. Он был членом «Союза освобождения» (с 1904), а в 1905 году возглавил харьковское бюро партии конституционных демократов. За свою политичекую деятельность в газете «Мир» был арестован и сослан на три года в Архангельскую губернию.
Но в апреле 1906 году Н.Гредескула избрали депутатом 1-й Государсвенной думы России от Харькова, и профессор Гредескул прямиком из ссылки приехал в Думу. В 1916 году вышел из кадетской партии, и впоследствии взгляды Гредескула претерпели эволюцию влево. Он входил в состав групы «Красная профессура», а в 1920 году вступил в Научное общество марксистов при Петроградском университете.
В своих научных теоретических разработках ученый стремился соединить социологию марксизма с биологией. Биологический фактор Гредескул считал более глубоким и материалистическим, чем собственно социологический. Власть считал Гредескул силой, вызывающей страх и повиновение.
Однако, по мнению ученого, на нее влияют прогрессивное общественное развитие, нравственность общества. Поэтому правительство обязано достигать повиновения авторитетом, а не физической силой. Цель правительства - общественное благо. При потере правительством социального авторитета наступает анархия и полное неповиновение.
Критикуя учение К.Маркса, он считал, что право предшествует экономике, оно шире экономики по своей социальной роли. Не экономика, а человек и общество должны быть исходным началом. Материальные и идеальные стремления человека образуют одно здание, где наука, религия, философия, мораль, искусство и экономика тесно связаны.
Ученый считал, что только в сфере познавательной и нравственной можно найти объяснение мира, обрести устойчивое движение, внутреннюю гармонию. Он отвергал насильственную революцию, считал, что раскол, образовавшийся в обществе, может быть преодолен только на парламентской трибуне.
И неудивительно, что в Советском Союзе ученый был репрессирован. Дата его смерти до сих пор не установлена. Последние его научные публикации датируются 1930 годом, который условно считают последним годом его жизни.
Наталья КОГАН