Лазарь Каганович - "крестный отец" троллейбуса в СССР
1 апреля 1890 года был запатентован первый троллейбус со штангами-рогами. Слово троллейбус состоит из частей trolley и bus. Trolley означает «тележка» или «вагонетка» — так называли токосъемник в виде тележки, катящейся по проводам. Bus — сокращение от Omnibus, которым в XIX веке называли многоместные экипажи.
Первый пробный электроавтобус или безрельсовый трамвай для испытаний в 1882 году построила немецкая фирма «Сименс-Гальске» в пригороде Берлина Шпандау. Изобретение было названо Electromote. Оно имело серьезный недостаток — контактные провода располагались довольно близко, и от сильного ветра постоянно происходили короткие замыкания.
В 1883 году в США бельгийский эмигрант Шарль Ван Деполь придумал и запатентовал способ снятия напряжения с проводов при помощи ролика и штанги, установленной на крыше салона. Из-за несовершенства конструкции токоприемника этот «продвинутый» американский троллейбус, прадедушка нынешних «рогатиков», не получил распространения.
Первый троллейбус в Европе начал курсировать только в 1911 году — в городке Чешские Будейовицы. В России питерский инженер Петр Фрезе еще в марте 1902 года проектировал первый троллейбус для маршрута Новороссийск—Сухуми, но он так и не выехал на линию из-за начала войны. В СССР первенца увидели в Москве в 1933 году, вторыми — через два года — освоили новый транспорт киевляне. Техника именовалась ЛК — Лазарь Каганович. Именно он стал инициатором ноу-хау в стране. В 1938 году по улицам Москвы ездили двухэтажные троллейбусы, однако их эксплуатация была слишком обременительна, особенно зимой, низкие потолки и узкая лестница на 2-й этаж были неудобны пассажирам. Кроме того, они требовали поднятия контактной сети. Поэтому двухэтажный троллейбус в СССР не прижился.
По материалам: Сегодня