Музей истории цирка в квартире Юрия Соболева
Музей истории цирка в афишах организовал в своей квартире харьковчанин Юрий Соболев. В его коллекции около 500 больших плакатов и столько же — программок и афиш с календарями. Многие раритеты уникальны вдвойне: на них оставили автограф легендарные артисты.
Экспонаты пестрят росчерками звезд: Дурова, Запашного, Карандаша, Бугримовой и других. С ними коллекционер был знаком лично — вот уже 35 лет харьковчанин работает администратором в харьковском цирке.
«В цирк я влюблен с детства, — рассказывает Юрий Борисович. — Попав однажды на представление, я уже не пропускал ни одного и каждый раз норовил унести что-то домой, на память о замечательном вечере. Как правило, это были билеты, программки, афиши или календари. Когда пришел в цирк работать, то детское увлечение переросло во взрослое хобби».
Листая хрупкую, пожелтевшую от времени коллекцию, которая легко рвется, диву даешься: каждая вторая афиша — не просто экспонат истории, а художественный шедевр. В СССР плакаты для цирка часто рисовали известные художники. Например, Борис Эрдман и Казимир Малевич. Разработанные отцом кубизма цирковые раритеты пользуются сегодня на Западе огромной популярностью: за небольшую программку с анонсом представления в цирке на Цветном бульваре немцы готовы платить 50 евро, а плакат формата А3, выпущенный в 1920-х годах, может потянуть на 100 евро.
«В моей коллекции есть достаточно дорогостоящие вещи, но я никогда не продаю ничего, — улыбается Соболев. — Они бесценны для истории: если анализировать, как развивались цирковые афиши, можно понять, как жила страна».
В пример харьковчанин приводит первые дореволюционные плакаты — на них в основном рисунки и фотографии, а текст отсутствует. Он был не нужен, так как большинство людей не умели читать, весь акцент делали на рисунок или схему.
Первые афиши с поясняющим текстом появятся только перед Второй мировой, когда народ пойдет в школы и начнется массовое обучение.
Показательна афиша, анонсирующая уникальный номер воздушных акробатов «Альби» — перекрестный полет: чтобы зрителям было понятно, что их ждет, на плакате изобразили схему смертельного номера.
Особый раздел коллекции — именные афиши клоунов. Такие могли себе позволить только очень известные и раскрученные артисты. Первым в СССР такие плакаты заказал себе в 1952 году кумир манежа — клоун Карандаш.
В коллекции Соболева хранится один из них. «Карандаш сам одно время работал в Москве художником-плакатистом в кинотеатре «Экран жизни». Потом начал выступать. Сначала копировал Чаплина, вскоре у него появился свой образ — он вывел на сцену маленького скотч-¬терьера Кляксу и уже с ним не расставался. Популярный клоун, которым был Карандаш, вывешивал плакат со своим силуэтом, на котором ни слова не было о программе, но аншлаг был гарантирован».
Афиши клоунов последних 30 лет — еще одна интересная часть коллекции. Притом дарили их артисты Соболеву лично. К примеру, есть несколько плакатов Юрия Никулина, который частенько приезжал в Харьков с гастролями.
«В нашем цирке состоялось уникальное событие — клоунский дебют Олега Попова, здесь родился его образ солнечного клоуна. И его афиши я так же храню. На моих глазах развивалась и создавала гениальные номера династия дрессировщиков Запашных», — Соболев достает несколько плакатов с автографами. Афиши у дрессировщика львов были необычные — в отличие от коллег, он не старался показать царя зверей агрессивным и страшным. Наоборот, львы и тигры изображены по-доброму, что создает впечатление, будто смертельный номер исполняется с кошками.
Юрий Соболев аккуратно раскладывает свои бумажные сокровища в огромные стопки и скручивает в рулоны. В маленькой квартире раритеты занимают целую комнату. Их хозяин мечтает, что для бесценной коллекции найдется помещение и, возможно, в Харькове появится единственный в Украине музей «Афиша цирка».
Источник: Сегодня