Вступление
Мечники боевым строем идут во главе многотысячной армии. Стрелки на второй линии прикрывают передовые отряды, а конница отделяется от основных сил для удара с фланга. Но лазутчики заранее раскрывают позиции врага, позволяя боевым судам отработать по укрепленным точкам прямо с моря. Когда пропретор с войском вошел в город, сопротивления уже не было. Эта битва была выиграна до ее начала.Мощь Римской Империи сравнима с победоносным шествием серии Total War в игропроме. Проработанный пошаговый режим на глобальной карте и эффектные сражения в реальном времени — мощный задел для покорения сердец тех, кто в детстве переиграл в солдатиков, мечтая стать полководцем. Но непобедимых нет, а значит, даже лидер в жанре рано или поздно даст слабину…
Наши стрелы и копья, словно туча, закроют солнце.
— Тогда будем драться в тени.
х/ф «300 спартанцев» (2006)
Сюжетные войны
Как отличить поклонника исторических игр от простого игрока? Для ценителя круг любимых проектов составят серии Total War, Civilization и игры стратегии Paradox Interactive. Есть и другие проекты, но они либо низкого качества, либо узкоспециализированы и не обременены славой. Но в той же «Европе» шведов высокий порог вхождения, а игры Сида Мейера больше об экономике и международных отношениях, чем истории.
Остается, правильно, серия Total War. Британцы из The Creative Assembly создали рецепт почти идеальной игры, сочетающей тактику и стратегию, войну и дипломатию, сложность и доступность. Запустив любую игру серии, никогда ранее не играя в глобальные стратегии, у вас наверняка не возникнут вопросы «Как в это играть?» или «Для чего эта функция?»
Проблема в том, что Total War всегда была своего рода песочницей. У вас есть карта мира и… делайте, что хотите. Приятно расширить границы Руси до Пиренейских гор или сделать карликовое островное государство гегемоном Европы, но надолго ли хватит такого подхода? Победите один раз, другой, третий, и затем отсутствие мотивации возьмет вверх.
В Rome II решили отойти от этой традиции, добавив в игру сюжетную кампанию, чего не было со времен Empire: Total War. Пусть она учебная, пусть состоит всего из одного сценария и лишь вводит нас в курс дела, но попотеть там есть где: что в битвах, что в глобальном режиме за считанные ходы легко попасть в патовую ситуацию, когда спасет лишь рестарт миссии или откат к ранним сохранениям.
В центре внимания история становления Рима, что не удивляет, учитывая подзаголовок игры. От лица римского консула, командира небольшой армии, вы примете участие в Самнитских войнах: оборона Капуи, битва при Везувии, осада Бовиана — создатели игры не пытались сделать реконструкцию событий тех времен, но какая-то историческая последовательность в Rome II есть.
Разгромом самнитского племени и плохо смонтированным видеороликом заканчивается пролог. Дальше — отправная точка, откуда вы начнете вершить альтернативную историю или воссоздавать настоящую. Выбор культуры и фракции, тонкая настройка условий победы и игровой сложности — этот ритуал хорошо знаком всем, кто хотя бы раз играл в игры серии Total War.
Первый промежуточный итог: игра встречает нас дружелюбно. В отличие от предыдущих игр серии, появилась предыстория, где вам попутно объясняют основы игрового процесса и знакомят с окружением. Обучение подается творчески, без лекционных пассажей в стиле «выдели армию и направь на врага».
Но зачем было баловать публику эффектным трейлером с живыми актерами, если в игре нас ждет среднего качества рендерные ролики и уродливые по меркам времени кат-сцены на движке? Если бы не помпезные обещания о кинематографичности, роли интриг и личной драмы одного воина на поле битвы, никто и слова плохого бы не сказал, а так — неприятный осадок остался.
Выговор и отделу локализации SEGA: если вы анонсируете полный перевод на русский язык, будьте добры, исполняйте обещания или не распространяйте ложную информацию. В описании товара никогда не увидишь «переведена частично», но почему бы не написать просто «русская версия», если твердо решили сэкономить на деньгах, расплатившись репутацией?
Или объясните, почему пользователь вашей продукции обязан слышать английскую речь, когда выделяет отряды в битве или на глобальной карте, почему дублированы только ролики и речь советника? Можно понять, если бы каждый народ говорил на своем языке, но у вас и римляне, и греки говорят на языке туманного Альбиона.
И почему у вас в штате нет корректора, способного исправить опечатки в текстах до релиза игры, а не в скороспелых патчах? Да, вы не превзошли замечательный перевод Resident Evil Revelations, но удостаиваетесь второго места в списке худших локализаций года. Мои поздравления!
Сам себе император
Итак, мы выбрали любимую фракцию, настроили сложность и выучили условия победы. В Rome II нет градации на короткую или долгую кампании, зато типы побед устроены словно по заветам Сида Мейера — военная, экономическая и культурная. Стратегию лучше определить заранее, ведь не рационально днем штурмовать замки, а по вечерам подписывать торговые договоры.
Но даже выпускникам МГИМО не обойтись без командирских талантов и действующей армии: для мирных побед недостаточно быть самой развитой державой в плане технологий или торговой столицей мира — контроль шести указанных областей обязателен для триумфа.
Культуры между собой отличаются немногим. Что Рим, что Карфаген, что германские и кельтские племена разнятся количеством стартовых владений, географическим положением и особыми бонусами фракций, как в Civilization V: одни получают дополнительный опыт в сражениях, другие – больше прибыли от торговых сооружений.
Если сравнивать Rome II с предшественницами, игра на глобальной карте мало в чем изменилась. Мы обустраиваем государство, распространяем свое влияние на другие культуры, ведем дипломатические переговоры и захватываем земли. Раньше в каждой провинции была столица, и ее захват означал полный переход окрестных земель на сторону оккупанта: теперь зоны поделены на мелкие участки и захватываем мы их последовательно.
Окно дипломатии подозрительно напоминает серию Civilization. Вы здороваетесь с соседним правителем и перетаскиваете на специальную панель свои просьбы и предложения. Заключить торговое соглашение, объявить войну, обменяться ресурсами — слишком деловые эти правители, чтобы с ними любезничать, но хотя бы династические браки могли бы оставить. Переговоры ведутся только с теми государями, чьих подданных вы обнаружили на карте мира.
Разработчики обещали уделить больше внимания личным интригам правителей. Дело в том, что играя за Рим или Карфаген, вы выбираете один из трех домов (семей), при этом полководцы двух других тоже на вашей стороне, хотя и мечтают всадить вам нож в спину. Чтобы дело не дошло до революции, персон этих можно женить, задобрить повышением, или отправить на суицидальное задание. Также за различные деяния генералы армий и другие персонажи получают очки хорошей и дурной славы, а при отсутствии кармы личность «теряется» в круговороте истории, навсегда покидая карту.
Куда большую роль играют агенты, коих три вида. Отравить колодцы, устроить поджог, убить вражеского генерала — такие кадры в серии Total War всегда были важнее армии, а прокачанный шпион мог в одиночку посеять смуту в самой неприступной крепости. В Rome II эти бойцы «бессмертны» и в случае провала операции могут лишь получить ранение, чтобы вернуться в строй несколько ходов спустя.
Опыт получают не только полководцы и агенты, но и армии, а также флотилии. Закаленные в битвах войска награждаются бонусами к нападению или защите, в зависимости от того, какие умения выучите. Как и раньше, солдаты не могут перемещаться по карте без командира, поэтому в случае гибели или смерти полководца вам сразу же предложат выбрать нового.
Экономическая часть отошла на второй, а то и третий план. Теперь вам не построить кучу зданий в каждом городе, ведь места под застройку ограничены. Зато эффект от строений распространяется на всю провинцию: построили казармы в столице, а наем отрядов будет доступен во всех поселениях региона.
Процесс завоевания Европы разбавляют квесты и случайные события. Захватить пару провинций, нанять воителя, уничтожить фракцию — сложность заданий соизмеряется объемом вознаграждения. События обычно негативные: где-то пошалило землетрясение, в каком-то городе вспыхнула эпидемия. Недуг может сразить как вас, так и вашего соседа, хотя иногда есть возможность повлиять на ситуацию решением.
Самое интересное в Rome II, да и во всей серии Total War — наблюдать за изменением политической обстановки. Европу, Северную Африку и Азию вплоть до Индии делят сотни народов: они объединяются в альянсы, заключают договоры, уничтожают друг друга. Все происходит без вашего участия и уже через пару десятков ходов может уйти в вечное забвение и Карфаген, и целый ряд карликовых племен.
Второй промежуточный итог: игра в государя захватывает, как и раньше. Если сравнивать с оригинальным «Римом», карта разрослась не очень сильно, но стала насыщенней: тысячи армий снуют по морю, устраивают блокады и берут города в осады. Это в какой-то мере и недостаток: представьте, как долго длится ход противника, если игра обрабатывает алгоритмы действий для каждой фракции?
Еще один минус — интерфейс и навигация в нем. Появилась внутриигровая энциклопедия с подробным описанием, характеристиками войск и построек. С одной стороны, это хорошо, но она заменила всплывающие подсказки, так что вы каждый раз при попытке узнать подробности о типе отрядов будете лезть в этот справочник, который (сюрприз!) не работает без подключения к сети.
Какую вкладку не открой, везде они кажутся неоправданно перегруженными лишней и бессмысленной информацией, неудобным расположением кнопок, причем в ряде случаев иконки неоправданно большие, словно Rome II — не ПК-эксклюзив, а всего лишь мультиплатформа.
Расстраивает и отсутствие семейного древа. Раньше можно было обезглавить могущественную сверхдержаву, вырезав всю царствующую династию, сейчас же полководцы рождаются из ниоткуда — на место павшему в бою придет новый и цикл будет повторяться до бесконечности.
На поле брани
Ключевое нововведение в тактических схватках в реальном времени — объединенные морские и сухопутные сражения. Еще на глобальной карте можно присоединить флот к регулярной армии и эта парочка пойдет покорять заморские твердыни. Флот не только прикроет транспортные суда, но и окажет огневую поддержку при осаде прибрежных городов.
К слову: отныне в каждом городе располагается гарнизон, а его состав зависит от численности населения и возведенных построек. Армии эти стационарные, за пределы городских стен не уходят. Такая дружина ударную группу врага не остановит, но мятежников подавит без проблем.
Когда два отряда враждующих сторон сходятся на одной тропе, игра, как обычно, предлагает выбрать режим: рассчитать итоги боя автоматически или командовать армией лично. В тактическом режиме, на первый взгляд, ничего не изменилось: расстановка войск, начало битвы, выбор строя и формации, пауза, перемотка времени. Постойте, а что это за точки и очки победы?
Теперь победить можно хитростью, а не только тотальным разгромом врага, ведь на коне тот, кто отвоюет у противника все победные точки. Вы можете отвлечь основные силы врага отрядом лазутчиков, а в это время конницей пройти по флангу и поднять знамена своей армии над вражеским поселением — и неприятель ничего не поймет, оказавшись одураченным.
Новшество интересное и скорее положительное, если бы не синдром Relic Entertainment. Можно понять, когда ключевой точкой служат ворота и контроль над ними открывает дорогу в город, но какой резон захватывать неукрепленный пустырь? Для выпаса гусей?
Преобразили сражения и флотилии. Корабли научились не только таранить другие суда, но и обстреливать врагов с берега по «засвету» разведчиков, как это делает артиллерия и ПТ-САУ в World of Tanks. Часто битвы выигрываются без единой потери только потому, что один отряд конницы обнаруживает вражеские силы, а тех безнаказанно расстреливают с берега суда поддержки.
Да, искусственный интеллект в Rome II непредсказуемый, точнее, нелогичный. Компьютер то обладает ясновидением, направляясь именно туда, где спрятан в лесу ваш отряд, то застывает на месте, позволяя безнаказанно себя расстрелять. Оппонент не охраняет лучников и осадные орудия, пассивен при штурме, позволяя сначала расстрелять лучников на стенах, затем добить пехоту.
На глобальной карте ИИ не прекращает удивлять. Бессмысленно перемещая армии по карте, может неожиданно покинуть столицу, позволив нам без труда ее захватить, нападает на превосходящие силы противника, где справедливо гибнет в полном составе.
Третий промежуточный итог: в тактических битвах ровно два интересных, но не доведенных до ума нововведения, что в совокупности с плохим искусственным интеллектом делает битвы просто неинтересными.
Но портит впечатление не это, а баги. Игра получилась очень сырой. Графика осталась на уровне Shogun 2, но кушает несоизмеримо больше системных ресурсов, выдавая низкую частоту кадров. Вылеты, ошибки скриптов, опечатки в текстах — форумы разработчика и издателя пестрят всевозможными проблемами, и это далеко не частные случаи.
Об оптимизации управления можно и промолчать, но так уж и быть. Неудобные ракурсы камеры и невозможность поднять ее высоко над полем боя, все отряды одного типа не выделяются двойным кликом, а сами битвы даже на максимальной скорости проходят очень медленно, хотя в сети встречались и жалобы на противоположное. И самое главное — лицевая анимация. Буду краток — это уродство.
Заключение
Претензия «ожидал большего» — это не аргумент, знаю. Но ситуация вокруг Rome II напоминает предвыборную кампанию, когда вам обещают перемены и что жизнь у вас обязательно наладится. А после выборов победителя поражает амнезия: да, обещали, но вы не так поняли и так далее. Предзаказы уже проданы, покупатель поймал наживку и разработчик на коне. Хотя в данном случае это и не конь вовсе. Так, максимум ослик.
Rome II — сама по себе игра неплохая, но ей не хватает новизны. Технические неполадки со временем исправят, алгоритмы действий ИИ доработают, но даже с учетом того, что все будет работать, как задумано, игре не светит звание шедевра всех времен. По меркам серии это шаг не вперед, а скорее в сторону: сделали немного другую игру, ничуть не лучше, но и не хуже (с поправкой на баги) предшественниц.
После выхода Empire развитие серии прекратилось. Napoleon и Shogun 2 — это как Vice City и San Andreas по отношению к GTA III: масштабные расширения, использующие такую же игровую механику, просто мир другой и эпохи другие. Но негатива было меньше, поскольку серьезных недостатков у тех игр не было. В этом же случае Rome II — как та чаша терпения с последней каплей.
Вердикт: новый «Рим» — это старый «Рим» с графикой как в Shogun 2 и видоизмененной механикой как в Empire. И с багами.
Оценка: 8.5.
Между строк. Пока создатели игры работают сверхурочно, пытаясь вылечить свое детище от многих болячек, возникают мысли о следующем проекте The Creative Assembly. Только посмотрите: перезапуск Shogun — был, перезапуск «Рима» — состоялся, а Medieval относительно новая, чтобы ее перезапускать. Может, наконец, дождемся Total War в современности или сеттинге Первой Мировой? Ай, ладно, ставлю на аддон про Александра Македонского.