Бесконтактная электронная карта. Как выглядит и зачем это нужно городу
9 сентября, после успешной презентации работы автоматов для продажи жетонов и бесконтактных электронных карт для пассажиров метрополитена, в здании горисполкома состоялась пресс-конференция для журналистов с участием директора Департамента транспорта и связи Евгения Водовозова, начальника Харьковского метрополитена Сергея Мусеева и директора компании ООО «Телекарт-Прибор» Сергея Козлова.
Евгений Водовозов отметил, что презентованный проект – большой подарок для харьковчан. «Много месяцев эта тема готовилась, обсуждалась, решались специалистами технические вопросы. Это тот первый шаг – действительно впервые на территории СНГ и применяется во всех развитых странах мира, – который должен был случиться. И ничего удивительного, что он произошел именно в Харькове. Харьков у нас уже привычно опережает события – идет на шаг впереди. Постепенно эта система выйдет из метро и перейдет в городской наземный транспорт, что поможет нам персонифицировать и учитывать льготный контингент и даст возможность требовать от государства возмещения проезда льготного контингента в полном объеме».
Сергей Мусеев поблагодарил представителей СМИ за внимание к событию – не только на уровне его предприятия, но и в масштабах города. Безусловно, необходимо оповестить пассажиров и харьковчан о начале большого проекта, ознакомить с особенностями новой системы оплаты проезда. Он заверил, что к 1 декабря Харьковский метрополитен будет полностью автоматизирован в части продажи средств оплаты проезда.
Работа непосредственно по внедрению автоматики велась на протяжении года. Ранее, два года назад, метрополитен совместно с компанией ООО «Телекарт-Прибор», которой управляет Сергей Викторович Козлов – сильнейшей компанией на этом рынке – запустили проект бесконтактной электронной карты. Профильное предприятие, специализацией которого является разработка и серийное производство комплексных автоматизированных систем, уже участвовало в реализации программы «Городская карта города Одессы». Работу в Харькове сильно осложняло непонимание со стороны Министерства транспорта и связи. «Когда мы окончательно поняли, что выйдем из государственной собственности, будем работать под патронатом городской власти – мы активизировали усилия по реализации проекта и сегодня видим реальный результат», - рассказал директор Харьковского метрополитена.
К 1 декабря все станции и вестибюли станций будут оснащены автоматическими аппаратами, которые будут пополнять бесконтактные электронные карты, продавать жетоны; и АКП (турникетами), которые будут контролировать проход. Все это будет завязано в единый центр. Метрополитен сможет качественней отслеживать пассажиропотоки по всем станциям с учетом всевозможных факторов (сезонный, времени суток и др.). Такая задача была поставлена управлением транспорта и связи города для того, чтобы «обкатать» систему на метрополитене, как наиболее организованном предприятии, и, в дальнейшем, выйти на поверхность с целью дальнейшего развития проекта на наземном транспорте.
Также до 1 декабря всем льготным категориям граждан должны быть бесплатно оформлены бесконтактные электронные карты, которые дадут право бесплатного пользования метрополитеном. А в будущем – и другими видами городского пассажирского транспорта. Это первый шаг, который сделан в сторону внедрения единого проездного документа на территории города Харькова с единой системой оплаты.
Таким образом, к указанному сроку исчезнет служебный или льготный проход. Все пассажиры льготной категории будут иметь бесконтактную электронную карту, с которой будут проходить в метро вместе с остальными пассажирами. Такие же карты будут выданы студентам, обладающим правом льготного проезда на основе украинского законодательства. Детей до 7 лет дежурный по станции будет проводить по служебному удостоверению. Такая же система будет действовать некоторое время в отношении пассажиров с бесплатным проездом, которые не успели получить собственную карту.
Выдачу карт будет осуществлять партнер проекта – Приват-банк. Отделения банка будут расположены на всех станциях метро. За несколько месяцев, спокойно, без ажиотажа, люди смогут оформить и получить свой документ. Если в дирекции метрополитена увидят, что отделений банка не достаточно, предприятие предоставит дополнительные помещения на всех диспетчерских станциях города.
Выдача карт банком начнется с 1 октября. Главное – исключить какой бы то ни было дискомфорт для пассажиров. Сотрудники метрополитена будут оказывать помощь пассажирам до тех пор, пока все не привыкнут к нововведениям. Пассажиры льготного контингента из других городов будут проходить по своим удостоверениям через дежурного по станции, оставляя для фиксации данные своего проездного документа.
Разработанная одесской компанией система единого проездного билета позволяет учитывать разную стоимость проезда на различном транспорте, а при желании – оплачивать с помощью этой карточки коммунальные услуги, получать пенсию и рассчитываться за покупки.
«Мы знаем, что Горэлектротранс осуществляет льготную перевозку детей, которая оплачивается из городского бюджета. Метрополитен, как государственное предприятие, не мог себе этого позволить. Теперь в мэрии смогут разработать подобную программу и для метрополитена. В дальнейшем мы будем для детей оформлять такие же карточки, как для пассажиров с правом бесплатного проезда» сказал Е. Водовозов.
Сергей Мусеев подтвердил, что на каждой станции постоянно будут работать сотрудники, связанные исключительно с пассажиропотоком. Он будет оказывать помощь в передвижении инвалидов, незрячих, помогать тем, кто не может справиться самостоятельно с проходом по выданной ему льготной карточке. Получать карточку придется только один раз – навсегда. Если она придет в негодность – ее нужно возвратить и банк выдаст новую. В случае потери нужно написать заявление, после чего утерянная карточка блокируется и выдается новая.
Далее директор метрополитена подробно изложил дальнейший порядок действий по окончательному внедрению новой системы на подземном транспорте и рассказал о дальнейшей судьбе сотрудников, которые будут освобождены от работы в кассах метрополитена.
«Разработана программа, график внедрения, график начала работы автоматов по продаже жетонов. Те автоматы, которые вы сегодня видели, в течение недели заработают на станции «Советская». До конца сентября мы ставим еще 30 автоматов одного вида и 30 – другого на станциях. До 1 декабря, согласно графику, у нас все станции будут оснащены новыми устройствами. Конечно, в один день это произойти не может.
Все сотрудники, освобожденные от работы в кассах, будут трудоустроены. Во-первых, автоматика требует обслуживания – присутствующего постоянно человека, который за ней следит (на мониторах) и обслуживает. Необходимо отслеживать пассажиропоток, объем прохождения карточек и т.д. Никакая автоматика не исключает человеческого фактора. Во-вторых, как уже было сказано – будут дежурные по станции для помощи людям. На многих станциях одного дежурного не достаточно. Мы людей дополнительно обучаем и определяем для них рабочие места. Выпадающим из этой обоймы будет предложено альтернативное рабочее место в метрополитене. Всего это порядка 300 человек.»
Реализаторам, торгующим ов в переходах метрополитена предложат перезаключить договоры – этого требует от них действующее законодательство. Ведь ранее они работали на территории государственного предприятием, теперь будут – с коммунальным.
Проект, внедряемый в Первой столице, – поэтапный, который на каждом этапе предусматривает конкретный экономический эффект и дальнейшее развитие. Разработчик и генеральный исполнитель – одесская компания «Телекарт-Прибор». Это первый такой проект на пространстве СНГ и обещает быть успешным. Источник финансирования – экономический эффект от его внедрения. «Мы получаем экономический эффект: высвобождаются определенные ресурсы, и мы оплачиваем компании выполненную работу», - пояснил суть вопроса Сергей Мусеев.
По истечению года работы системы метрополитен получит прямой экономический эффект в эквиваленте 15 млн. гривен. Сначала в дирекции просчитали, во сколько обходится предприятию «кассовое» хозяйство. Вывод был однозначный – отказаться, как отказались от него во всем цивилизованном мире. Автоматизация – процесс неизбежный, не минует он и харьковскую «подземку».
«Нам ежегодно приходится заказывать и закупать порядка 2 млн. жетонов по причине их износа. А это – 2 млн. гривен. 60-100 тысяч в месяц у нас естественная убыль жетонов. Приходится пополнять «жетонный парк». Вот из таких моментов и составляется экономический эффект» - продолжил рассказ директор метрополитена. А четкое отслеживание пассажиропотока даст возможность составить более четкое расписание, грамотно использовать электроэнергию, содержать меньшее количество обслуживающего персонала, что, в свою очередь позволит использовать сотрудников более эффективно. Насколько точна предварительная цифра – будет видно в процессе работы.
А в заключение Сергей Мусеев обрисовал нынешнее положение и ближайшее будущее Харьковского метрополитена. «Могу точно вам сказать, что до выборов мы не построим метрополитен. Метрополитену 35 лет. Сегодня мы имеем 28 станций и еще 5 объектов – депо, здание управления и другие объекты. С момента зарождения метрополитена государство строило (финансировало) ежегодно одну станцию. Начиная с 2004 года, мы не построили в Харькове ни одной станции. Чтобы запустить сейчас строительство, для старта нужно минимум 5-7 миллионов. А обещанных денег так и нет.
Даже после подорожания наши тарифы остаются одними из самых низких. А компенсация за перевозку льготников – 12%. Эта самая низкая цифра по стране.
Сейчас рассматривается в горисполкоме такой вариант: после завершения Алексеевской линии (без депо), необходимо сконцентрировать ресурсы в направлении аэропорта. И строить планируется не подземную или наземную, а надземную линию – на эстакаде, которая пройдет посередине проспекта Гагарина».
«Повышение стоимости проезда пока не рассматривается. До тех пор, пока городской бюджет сможет дотировать предприятие без повышения стоимости проезда для пассажиров, стоимость проезда повышаться не будет» - дружно заверили присутствующих директор Департамента транспорта и связи Евгений Водовозов и директор Харьковского метрополитена Сергей Мусеев.
«Рано или поздно в Харькове будет работать единое транспортное предприятие с единой транспортной схемой. Уже сегодня объявлен тендер на закупку комплекса по управлению транспортом в городе Харькове с сиcтемой GPS. Система управления наземным транспортом до конца года в Харькове будет. Постепенно будет создано и общее с метрополитеном предприятие. Это цель, поставленная городским головой, и осуществляемая нами», - вселяя оптимизм и уверенность в присутствующих, завершил пресс-конференцию Евгений Водовозов.
Автор: Инна Горовая
Редактор, фото: Ольга Анненкова