Могилы известных харьковчан без гида не найти
Хотя наш город прославился на весь мир художниками, учеными и писателями, своим некрополем, в отличие от Москвы, Киева или Львова, увы, похвастаться на может.
Трагедия Столицы Слобожанщины для искусствоведа Олега Коваля очевидна - в городе за сотни лет так и не появился некрополь. Во Львове праху знаменитых жителей можно поклониться на Лучаковском кладбище, в Киеве - на Байковом и Лукьяновском, а в Москве самые знаменитые люди державы покоятся на Новодевичьем, Ваганьковском и Донском кладбищах. В Харькове же могилы известных харьковчан сегодня либо пусты, либо утеряны, отмечают краеведы. Исключение - гробницы, переехавшие с Иоанно-Усекновенского кладбища, или как его называли в годы совка 1-го городского, на месте которого сейчас Молодежный парк, на 13-ое.
Памятники Хвилевого и Блакитного поставили приблизительно
До середины 1970-х Иоанно-Усекновенское кладбище поражало воображение прохожих хотя изрядно обветшалыми, но все еще великолепными дворянскими склепами высотой с одноэтажный дом и целыми аллеями с прославленными фамилиями. За более чем 50 лет коммунизма фамильные склепы разграбили, а некогда славные фамилии забыли.
- Кладбище снесли окончательно уже в 1976 году. Тогда же часть знаковых могил вместе с надгробиями перевезли на новое место. А бесхозные захоронения попросту сравняли с землей, - вспоминает краевед Виктор Вербицкий.
На месте гробниц разбили парк, высадили деревья и открыли молодежное кафе - его горожане тут же окрестили «Могилкой», а ресторан, выросший на костях, незатейливо прозвали «У покойничка».
Сегодня в Молодежном парке о прежнем его предназначении напоминают несколько чудом уцелевших обелисков: там похоронен известный писатель и ректор харьковского Императорского университета Петр Гулак-Артемовский, который жил неподалеку от старинного кладбища. Сохранилась могила известного драматурга Марка Кропивницкого, который в 1910 году заболел во время гастролей и умер в Харькове, где его и похоронили. Рядом покоится известный художник Сергей Васильковский, причем в 1993 году неизвестные осквернили его могилу, изувечив надгробие. Восстановили памятник благодаря директору Художественного музея Валентине Мызгиной, сообщил Олег Коваль.
Все было очень прозаично: кто-то хотел украсть надгробие Васильковского, чтобы потом использовать или перепродать камень - они всегда в цене. Но плита оказалась тяжелой, и воришки далеко ее не смогли унести, спрятали в кустах в Молодежном парке, вспоминает Валентина Мызгина.
- Мне тогда позвонила неизвестная женщина и рассказала, что случилось такое несчастье. Мы с рабочими нашли надгробие, но восстановить могилу было дорогим удовольствием, - рассказала Валентина Васильевна.
Чуть поодаль «плечом к плечу» обелиски литератора Василия Эллана-Блакитного, умершего в 1925 году от порока сердца, и его друга, писателя Николая Хвилевого, застрелившегося в 1933 году. Обе могилы исчезли с лица города в 1934-м, когда Харьков захлестнули репрессии. Памятники писателям установили в первые годы независимости Украины весьма приблизительно, скорее всего, над пустыми или чужими захоронениями, отмечают эксперты.
Главная героиня последней повести Тургенева покоится на 13- м горкладбище
13-е горкладбище можно посещать, как музей: в VIP-секторе первым прохожих встречает гениальный физиолог Александр Данилевский, рядом с ним покоится главный харьковский анатом Владимир Воробьев, бальзамировавший вождя мирового пролетариата Ленина и советского военного начальника Котовского. Обновленные памятники известному зодчему Алексею Бекетову и исследователю, а по совместительству - ректору Императорского университета и последнему городскому голове дореволюционного Харькова Дмитрию Багалею обосновались по соседству. Чуть поодаль - старинное мраморное надгробие известной просветительницы Христины Алчевской.
На фоне достаточно сдержанных обелисков выделяется памятник прославленной в XIX веке оперной дивы, харьковчанки Евлалии Кадминой. На античной белой колоне даже сохранилась ее фотография - женщина ушла из жизни совсем молодой, судя по выбитым датам (1858 — 1881) - в 31 год.
- У Евлалии Кадминой было великолепное меццо-сопранно, певица блистала в Мариинке (Санкт-Петербург), Киеве и Харькове. И даже стала прототипом главной героини последней незаконченной повести Ивана Тургенева «После смерти» (Клара Милич), - рассказал Виктор Вербицкий.
За год до гибели певица начала терять голос, поэтому оперную сцену Евлалия Кадмина сменила на подмостки драматического театра. Но окончательно подкосила молодую женщину измена ее возлюбленного. 4 ноября 1881 года во время спектакля «Василиса Мелентьева» по пьесе Островского, Евлалия якобы увидала своего бывшего любовника, который открыто флиртовал с другой барышней. Во время антракта актриса выпила яд - фосфорный раствор из спичечных головок, затем вышла в следующем действии на сцену, и потеряла сознание. Говорят, пока Кадмина умирала - ее мучения длились шесть дней - ее поклонники сутками напролет стояли возле гостиницы «Европейская», где был ее номер.
Надгробия цыганских баронов куда пышнее обелисков известным горожанам
Одно из самых простеньких надгробий в VIP-секторе 13 горкладбища - архитектору Владимиру Покровскому, по проектам которого возвели Епархиальную гостиницу, дом Питры на улице Чернышевского и еще уйму прекрасных зданий в Харькове. Наверное, на контрасте цепляет глаз соседний готический памятник из белоснежного мрамора цыганским баронам, затесавшийся среди могил известных горожан.
Впрочем, в соседнем секторе, где покоятся целые цыганские кланы, роскошные скульптуры из мрамора и бронзы уже не редкость. Как и просторные семейные склепы, куда, по словам кладбищенских смотрителей, во время похорон убитые горем родственники ставят полные сумки.
Роскошней цыганских обелисков - только памятники ворам в законе. Для надгробий не пожалели ни мрамора, ни гранита.
В тему
На втором горкладбище, до революции - Лютеранском, неподалеку от входа - могила известному офтальмологу Леопольду Гиршману. Для успешной карьеры в императорской России талантливый еврей принял христианство, а после смерти, как и водится, оказался среди единоверцев.
Справа от Гиршмана, буквально в трех метрах, - старинное надгробие известному харьковскому писателю Григорию Квитке-Основьяненко, прославившему город повестями «Сватанье на Гончаровке» и «Конотопская ведьма», и его супруге Анне. На мраморном памятнике даже прочитывается герб, но фамильный ли - вот вопрос. Хотя род Квиток и был одним из самых влиятельных и уважаемых в Харькове, свое генеалогическое дерево они вели от казацких сотников, привыкших к простоте, а не от шляхты, любившей эффектные эмблемы и гербы, отмечают эксперты. Больше 100 лет надгробие украшало могилу писателя в родовом имении на Гончаровке, сейчас на этом месте - стадион. И хотя обелиск давно переехал на 2 горкладбище, биографы Квитки-Основьяненко сомневаются, что вместе с прахом.
Источник: Комсомольская правда в Украине, Оксана Якушко