Кризис разрушит в России гламурный капитализм и превратит россиян в европейцев
Москва, Февраль 10 (Новый Регион, Денис Фрунзе) – Результатом экономического кризиса в России станет необратимая трансформация психологии населения страны, смена ценностных приоритетов и крах гламурного капитализма. С таким заявлением в ходе работы круглого стола в Москве выступил заведующий кафедрой общей социологии ГУ-ВШЭ профессор Никита Покровский.
По мнению Покровского, россияне пересмотрят свои представления о ценностях общества потребления и станут ближе к европейцам в своем отношении к жизни.
«Необходимо понимать, что потребление – это универсальный язык, на котором общаются люди внутри общества, – заявил Покровский. – Мы – это то, что мы носим, то, на чем ездим, то, где проводим время. При этом современный россиянин – это порождение сырьевой экономики, раб нефтяной иглы. И слезая с этой иглы, общество испытывает ломку, которая заключается в пересмотре ценностей, еще вчера бывших для него незыблемыми. Ценности российского общества, сидевшего на нефтяной игле – это гламурный капитализм, это стремление к сверхпотреблению, строительство роскошных храмов потребления вокруг мегаполисов, это коттеджные застройки вдоль транспортных артерий, соединяющих города, это виртуализация жизни и тотальное внедрение цифровых технологий, это высокая туристическая мобильность и многое другое».
По мнению профессора Покровского, оказавшись в условиях кризиса, россияне перейдут от стремления как можно больше потреблять, к системе разумного самоограничения, которая проявится в разных сферах жизни.
«Возврата к глэм-капитализму уже не будет, – считает Никита Покровский. – Будет господствовать принцип разумного самоограничения. Секондхэнд станет матрицей потребления в новом российском обществе. Если можно так выразиться, произойдет отказ от новья в пользу старья. Домашняя готовка придет на смену гламурному общепиту. Упадок системы боди-фитнеса приведет к расцвету системы оздоровительного спорта. Общей тенденцией станет экономичное потребление ресурсов. Сельский и познавательный туризм придет на смену пляжному и синдрому пингвина. Произойдет изменение восприятия продуктов. На первый план выйдут базовые функции товаров, а не наличие огромного количества ненужных дополнительных опций. Реклама станет более информативной и станет напоминать инструкцию по эксплуатации. При потреблении будет востребован принцип sharing – то есть совместное использование приобретаемых вещей. Возможно возродятся подзабытые пункты проката. Мы стоим на пороге нового мира, в котором будут жить новые люди», – заявил профессор Покровский.
По мнению Никиты Покровского, ценностные изменения под влиянием кризиса в наибольшей степени затронут именно Россию, так как на Западе многие подобные изменения произошли ранее. «Кризис застал Россию и Запад на разных стадиях общественного и экономического развития, – пояснил свою мысль Покровский. – На Западе, вступившем в фазу посткапиталистического общеста, ценности потребления уже отошли на задний план, будучи заменены другими общественными ценностями. Мы же все эти годы испытывали наслаждение от безразмерного потребления. Именно поэтому на Западе кризис был встречен спокойнее на уровне обычных домохозяйств. У нас же, ощущается значительно большая нервозность по этому поводу».
По мнению профессора Покровского, наступление кризиса может сподвигнуть к протестным выступлениям представителей среднего класса, как наиболее пострадавшую прослойку общества.
«Низшие слои населения в России в наименьшей степени получили бонусы от пира потребления в России, – заявил профессор Покровский. – Следовательно, беднейшие и меньше потеряют вследствие экономических потрясений и рассчитывать на массовое протестное движение не приходится. Высшие классы будут продолжать находиться в социально-психологическом анабиозе. А вот средние классы слишком многое приобрели за все эти годы, а значит и многое потеряют. Поэтому от их политической и социальной позиции будет зависеть очень многое».
«Самое главное, – отметил Покровский, – что изменится представление россиян о счастье, как безмерном расширении потребления. Мы приблизимся к парадигме европейского сознания с его разумным самоограничением».