Разговоры родителей о «страшном» кризисе пагубно сказываются на психике детей
Им всего по 5 лет, но, несмотря на свой возраст, дети, как выяснилось, в курсе взрослых проблем. В детском садике тему кризиса, по словам воспитателей, не обсуждают, но дети, из разговоров родителей дома, практически все знают, что это что-то нехорошее.
Лера, 5 лет: «Волком бы нарисовала, потому что он злой»
Даниил, 5 лет: «Это никто, потому что кризис - это когда нет денег».
Максим, 5 лет: «У нас был когда-то кризис, и мы ничего не могли покупать».
И если кризис в представлении малышей это нечто страшное, то в 9-летнем возрасте на эту тему дети рассуждают далеко не по-детски. Осведомлены почти во всем: и кто сколько денег получил или не получил, и почему, и в вопросах экономики и политики.
Яна, 3-ий класс: «Этот кризис может разрушить страну, и если бы не война между политиками, то всё было бы хорошо».
Максим, 4-ый класс: «Он к нам пожаловал из США из-за доллара: доллар поднимается, а гривна падает - и надо на всём экономить».
Александра, 4-ый класс: «Мне Маша вот рассказывает, что папа всегда даёт ей деньги, а она их не тратит, потому что кризис, она тратит абсолютно мало, говорит, что они не могут что-то купить, и мы не можем многое купить, потому что денег нету».
По словам ребят о том, что происходит в мире, они узнают из теленовостей, однако основной источник информации - родители, которые иногда и не скрывают от потомков своих проблем. Дескать, они как никто знают, как и что надо делать, а еще хотят, чтобы все как можно скорее изменилось к лучшему.
Павел, 4-ый класс: «Я хотел бы, чтобы всем всю зарплату выдавали, и все хорошо жили».
Миша, 4-ый класс: «Чтобы мы жили обычной жизнью, как раньше, например, в Советском Союзе всё же было отлично».
Влад, 4-ый класс: «Надо всех политиков убрать с их должности, надо поставить нормальных людей, чтобы подешевел доллар, упали все цены на газ».
Маша, 4-ый класс: «Да кризис, но хорошо, что есть, где жить, есть дом, что есть, что пить, тепло, есть, где учиться - в школе».
Семиклассники, в отличие от младших школьников, жизненные неурядицы воспринимают более оптимистично. Проблемы в семьи и в стране расценивают как временное явление и даже в изменениях усматривают положительные моменты.
Артем, восьмиклассник: «Курс они взяли кредиты 4,9, а по 8 заставляют отдавать по курсу доллара, мне хорошо, что курс доллара вырос, у меня же сбережения в этой валюте».
Ольга, семиклассница: «Плюсики в том, что очень много скидок, особенно в дорогих бутиках - там скидки на 50-70% - это вообще супер».
Лиза, семиклассница: «Я на себе лично не почувствовала, потому что родители делают всё, чтобы у меня даже в кризис было всё, что я хочу».
Школьники, которые постарше, вообще считают, что кризис - это период, который позволит пересмотреть жизненные принципы и отношение к материальным ценностям. Пока, как будущих абитуриентов, их сегодня больше волнует выпускной и поступление в университет.
Роман, выпускник: «Я волнуюсь, чтобы не сократили количество бюджетных мест, чтобы можно было в вузах учиться, для нас, абитуриентов, это важно».
Евгения, выпускница: «Ну, оплата там, но я не думаю, что поднимут, во всяком случае, так говорят на счёт контракта, но хочу всё-таки на бюджет».
Елена, выпускница: «И платье, и костюмы - это всё подорожало, вот сейчас в половину от того года, а к маю ещё в 2 раза больше».
Столь разные взгляды детей на современность психологи объясняют тем, что в каждом возрасте свое мировосприятие. Старшеклассники, уже как взрослые, могут дать свою оценку тому, что происходит, способны анализировать ситуацию. Малыши проблем не ощущают, но когда слышат о них, то воспринимают по-детски и ассоциируют со страшными животными. Дети более старшего возраста, желая казаться взрослее, то что слышат от родителей, выдают за свои мысли, но неурядицы в семье воспринимают подчас очень болезненно.
Алина, 4-ый класс: «Вот у моего папы, он приходит домой уставший, ему мало зарплаты платят, и он ночами не спит — думает, как ему прокормить семью».
Миша, 4-ый класс: «Каждый день, когда мама с папой приходят, мне уже надоело, что они каждый день заговаривают об этом кризисе, он уже просто в крышку надоел, в небо не влазит».
Специалисты констатируют: негативные эмоции не должны присутствовать в жизни детей, особенно маленьких. Поскольку переживания могут сказаться на состоянии их здоровья. И первый симптом, на который родителям надо обратить внимание, - это нарушение сна у ребенка.
Ольга Нижегородцева, детский невролог: «Потом они приходят к нам с головной болью, с утомляемостью, к нам - к неврологам - со сниженными оценками в школе, с раздражительностью, с неуправляемостью. Т.е. совершенно различные проявления вот таких состояний сверхэмоциональных и, конечно же, это не в пользу».
Поэтому советуют родителям чаще разговаривать со своими детьми, больше им разъяснять, но в то же время не учить смотреть на мир сквозь розовые очки.
Анжела Сушко
Дополнительные материалы
: img/news/31919/Deti__Sushko_0002.jpg: img/news/31919/Deti__Sushko_0003.jpg
: img/news/31919/Deti__Sushko_0004.jpg
Источник: atn.kharkov.ua