Просто парадокс какой-то. Первоклассники, которые с большим нетерпением ожидают своего первого дня учебы в школе, через несколько лет просто не хотят в нее ходить. Объяснение этого явления простое. Дело в том, что маленькие дети по своей природе просто впитывают новые знания, стремятся постоянно что-то узнать новое. Кажется, что процесс обучения в школе должен развивать эти желания и стремления маленьких детей. Но оказывается не все так просто. Этот процесс построен не в интересах детей, а больше в интересах взрослых.
Многие опытные педагоги, да и молодые тоже, которые хотят принести в образовательную систему что-то свое, новое, отмечают, что в школах процветает принцип «невысовывания». Именно он не позволяет учителям, которые хотят учебный процесс для детей сделать интересным и увлекательным, отойти от стандартных схем. В большинстве случаев администрация школ не приветствует этих новаций, в худших случаях делают учителям-новаторам порицания, а то и наказания. Ученикам, которые отвечают не так, как это написано в учебниках, или задают слишком умные вопросы, снижают оценки и принимают различные методы, которые подавляют личность ученика. У него пропадает всякое желание к творчеству и самой учебе. И это процветает сплошь и рядом.
К сожалению, процесс обучения в нынешней школе фактически оторван от реальной жизни. В большинстве школ ученики не получают полезные и жизненные навыки, к примеру, вождения автомобиля, правильного общения, как законно заработать карманные деньги, понять, в чем смысл самой жизни человека, и многое другое, важное для самостоятельной жизни. По сути, школа превратилась в место, где дети пребывают под наблюдением учителей на время работы их родителей. Так хочется назвать современную школу камерой хранения для детей. Очень грустно, но к большому сожалению, это факт.
За время прохождения всего курса обучения в школе, каждый ученик должен побывать в среднем на десяти тысячах уроков. Большинство из них не дают ребенку полезной, важной для будущей жизни информации. Вот и выходит, что ученик безошибочно называет, к примеру, даты рождения великих людей, может процитировать теорему Пифагора, законы Фарадея, и в то же время не умеет дома исправить электрическую розетку, приготовить обед и т.д.
Давайте мы, взрослые, вспомним, сколько раз нам в жизни пригодились формулы сложных эфиров, умения находить интегралы, решать тригонометрические уравнения или находить коэффициент скольжения. За исключением редких случаев – никогда. Вот если он захочет после школы стать математиком, пусть и учит свои интеграл, дифференциальные уравнения, матрицы и т.д. в своем университете. Можно поспорить на эту тему, но в реальной жизни так оно и есть.
Что мы имеем в нашей школе? Маленький непоседа вынужден сидеть неподвижно за партой несколько часов. Детям свойственно познавать мир свои победы и ошибки, им нужно все пропустить через себя, а тут он вынужден постоянно подчиняться авторитарному мнению своей учительницы, в противном случае – попадет в немилость. Он обязан просто верить мнению учительницы. Дети обязаны быть в одинаковой одежде, отвечать и думать одинаково, мечты должны быть у всех одинаковы. Своя индивидуальность школой подавляется. Школа просто превращается в армию, где даже думать самостоятельно не надо, уже все за тебя уже решили наперед твои командиры, вся твоя жизнь прописана в рамках устава.
Где и кто должен развивать творческую личность у ребенка, развивать его творческие индивидуальные способности? Современной системе образования не дано это сделать, большинство родителей не придает этому большого значения, мотивируя своей постоянной занятостью. Так почему мы возмущаемся, когда видим молодых людей, которые деградировали в форме неонацистов и других агрессивных неформальных организаций? И тогда у нас все виноваты: политики, общество, только не мы сами. А вина нас, родителей в этом очень большая. Многие из нас вообще не уделяют должного внимания воспитанию своего ребенка, а некоторые своими негативными привычками и примерами просто губят своих детей, которые по своей природе стараются подражать своим родителям. Родителям следует помнить, что позитивный личный пример во всем – наилучший метод воспитания детей. Если мы не будем делать этого, то наши дети превратятся в иждивенцев, для которых ничего ценного в этой жизни нет, а они сами ничего не хотят изменить в своей жизни.
В результате ничего не изменится в этом мире, если мы сами не попробуем изменить его. И не поможет здесь никакая реформа школы, которая перекрасит школьные стены в розовые цветы, а дети станут учиться 10 лет вместо 12.
Развитие детей условно можно разделить на три этапа:
- саморазвитие своих индивидуальных способностей;
- познание самого себя, через изучение своих возможностей и наклонностей;
- самоопределение, которое заключается в правильном выборе своей жизненной дороги.
Нужно активно поддерживать своего ребенка на каждом этом этапе. Делать это надо ненавязчиво, не подавлять своим авторитетом самостоятельность и индивидуальность в своем ребенка. Надо всегда помнить о том, что ваше дитя – это яркая индивидуальность, подобной которой нет во всем мире. Приучайте своего ребенка к чувству ответственности за свои деяния и поступки. Помните, что ваше будущее зависит от будущего ваших детей.
И тогда в школу он пойдет с большим удовольствием и пониманием в необходимости ее посещения, а не на "отбывку" в отсутствие родителей.
Ольга АННЕНКОВА,
по материалам сайта для умных родителей "Интернет-контроль"