Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Харьковские дворики - это устная история Харькова

19-01-2011, 17:05

Посмотрели: 6 750

Харьковские дворики - это устная история Харькова

В канун 2011 года в НТУ «ХПИ» открылась фотовыставка студенческих работ «Харьковские дворики» (корпус У-1, 7-й этаж, комн. 702). Выставка проходит в рамках I городского студенческого краеведческого конкурса.

Отчеты участников конкурса, которые должны были провести историческое исследование судеб домов и их обитателей, представлены в виде фотоматериалов и эссе о старом Харькове.

Инициатором и организатором конкурса выступил Этнографический музей «Слобожанські скарби» им. Г. Хоткевича НТУ «ХПИ», соорганизаторами стали Профком студентов НТУ «ХПИ», Восточно-региональный отдел Центра памятниковедения НАН Украины, исторический и филологический факультеты ХНУ им. В.Н.Каразина, Центр краеведения при ХНУ им. В.Н.Каразина, исторический факультет ХНПУ им. Г.Сковороды, кафедра теории и истории искусств Харьковской государственной академии дизайна и искусств, Украинское товарищество охраны памятников истории и культуры, Харьковский методический центр охраны культурного наследия.

Фотовыставка «Харьковские дворики» рассказывает как о двориках, связанных с выдающимися личностями (Алексеем Бекетовым, Дмитрием Багалеем и другими), так и об уголках Харькова, вроде бы совсем неисторических, однако наполненных неистребимым очарованием и аурой загадочности.

По словам Михаила Красикова (директора этнографического музея «Слобожанські скарби», доцента кафедры этики, эстетики и истории культуры НТУ «ХПИ»), «город – это текст, и его можно читать, как книгу, для этого нужно научиться не только смотреть, но и видеть. Искусство видения города, общий интерес к тому, что большинство считает фоном своего существования, безучастной окружающей средой – фокус, в котором могут сойтись вполне бескорыстно люди, наделенные любознательностью».

История выставок в читальном зале кафедры этики, эстетики и истории культуры ХНУ «ХПИ» началась в 2009 году выставкой «Харьковский фотопараллелизм», в которой участвовало три автора. В 2010 году в выставке «Город, который мы теряем» было 25 участников, в этом году выставку «Харьковские дворики» готовили уже 88 участников. В феврале начнется новый конкурс «Последние мазанки Харькова», цель которого — этнографические исследования (фиксация и описание традиционных народных жилищ, имеющих, как минимум, полувековую историю, но построенных по образцам тысячелетней давности).

Рассказывает Михаил Красиков:

— Конкурс стал городским и привлекает все больше участников. Моя мечта —когда-нибудь выпустить альбом с лучшими текстами и фото этого конкурса.

Город всегда интересен не какими-то банальными достопримечательностями, а именно такими изюминками, о которых многие не подозревают. У нас есть дворики, которые помнят и Хлебникова, и Серебрякову, и Потебню. Хотя цель конкурса не столько собрать информацию о великих личностях Харькова, а скорее о жизни некоего микросообщества на протяжении хоты бы ста последних лет, которые еще нам доступны.

Есть такое направление в современной исторической науке – устная история. Именно в этом направлении мы и работаем. Поэтому в нашем проекте активное участие принимают исторические факультеты университета Каразина и педагогического университета. Ведь помимо воспитательного момента, который нам тоже важен, это такое и сугубо историческое исследование. И, конечно же, мечта запечатлеть хотя бы на фотографиях чрезвычайно быстро исчезающую красоту старого Харькова и, в частности, его двориков. Харьковские дворики даже пятилетней давности уже не сравнимы с сегодняшними. Почти не осталось наших замечательных деревянных застекленных верандочек, «колидоров», как их называли, все одевается в пластик, металл, дворы застраиваются гаражами, а детские площадки, которые, конечно же, нужны, стали стандартными. Раньше дворики были уникальными, а ведь культура всегда уникальна — когда исчезает уникальность, исчезает культура. Наш конкурс — это наш и мой способ воспротивиться этой цивилизационной унификации, хотя бы чуточку ее притормозить. Конечно, это невозможно, но как-то сопротивляться все-таки нужно».

На открытии выставки «Харьковские дворики» внук А.Н.Бекетова Федор Семенович Рофе-Бекетов заметил, что такие акции призывают не только студенчество, а и всех горожан не быть равнодушными к харьковской старине, которая буквально тает на глазах.

 

Наталья КОГАН

Реклама



Харьковские дворики - это устная история Харькова

19-01-2011, 17:05

Посмотрели: 6 750

Харьковские дворики - это устная история Харькова

В канун 2011 года в НТУ «ХПИ» открылась фотовыставка студенческих работ «Харьковские дворики» (корпус У-1, 7-й этаж, комн. 702). Выставка проходит в рамках I городского студенческого краеведческого конкурса.

Отчеты участников конкурса, которые должны были провести историческое исследование судеб домов и их обитателей, представлены в виде фотоматериалов и эссе о старом Харькове.

Инициатором и организатором конкурса выступил Этнографический музей «Слобожанські скарби» им. Г. Хоткевича НТУ «ХПИ», соорганизаторами стали Профком студентов НТУ «ХПИ», Восточно-региональный отдел Центра памятниковедения НАН Украины, исторический и филологический факультеты ХНУ им. В.Н.Каразина, Центр краеведения при ХНУ им. В.Н.Каразина, исторический факультет ХНПУ им. Г.Сковороды, кафедра теории и истории искусств Харьковской государственной академии дизайна и искусств, Украинское товарищество охраны памятников истории и культуры, Харьковский методический центр охраны культурного наследия.

Фотовыставка «Харьковские дворики» рассказывает как о двориках, связанных с выдающимися личностями (Алексеем Бекетовым, Дмитрием Багалеем и другими), так и об уголках Харькова, вроде бы совсем неисторических, однако наполненных неистребимым очарованием и аурой загадочности.

По словам Михаила Красикова (директора этнографического музея «Слобожанські скарби», доцента кафедры этики, эстетики и истории культуры НТУ «ХПИ»), «город – это текст, и его можно читать, как книгу, для этого нужно научиться не только смотреть, но и видеть. Искусство видения города, общий интерес к тому, что большинство считает фоном своего существования, безучастной окружающей средой – фокус, в котором могут сойтись вполне бескорыстно люди, наделенные любознательностью».

История выставок в читальном зале кафедры этики, эстетики и истории культуры ХНУ «ХПИ» началась в 2009 году выставкой «Харьковский фотопараллелизм», в которой участвовало три автора. В 2010 году в выставке «Город, который мы теряем» было 25 участников, в этом году выставку «Харьковские дворики» готовили уже 88 участников. В феврале начнется новый конкурс «Последние мазанки Харькова», цель которого — этнографические исследования (фиксация и описание традиционных народных жилищ, имеющих, как минимум, полувековую историю, но построенных по образцам тысячелетней давности).

Рассказывает Михаил Красиков:

— Конкурс стал городским и привлекает все больше участников. Моя мечта —когда-нибудь выпустить альбом с лучшими текстами и фото этого конкурса.

Город всегда интересен не какими-то банальными достопримечательностями, а именно такими изюминками, о которых многие не подозревают. У нас есть дворики, которые помнят и Хлебникова, и Серебрякову, и Потебню. Хотя цель конкурса не столько собрать информацию о великих личностях Харькова, а скорее о жизни некоего микросообщества на протяжении хоты бы ста последних лет, которые еще нам доступны.

Есть такое направление в современной исторической науке – устная история. Именно в этом направлении мы и работаем. Поэтому в нашем проекте активное участие принимают исторические факультеты университета Каразина и педагогического университета. Ведь помимо воспитательного момента, который нам тоже важен, это такое и сугубо историческое исследование. И, конечно же, мечта запечатлеть хотя бы на фотографиях чрезвычайно быстро исчезающую красоту старого Харькова и, в частности, его двориков. Харьковские дворики даже пятилетней давности уже не сравнимы с сегодняшними. Почти не осталось наших замечательных деревянных застекленных верандочек, «колидоров», как их называли, все одевается в пластик, металл, дворы застраиваются гаражами, а детские площадки, которые, конечно же, нужны, стали стандартными. Раньше дворики были уникальными, а ведь культура всегда уникальна — когда исчезает уникальность, исчезает культура. Наш конкурс — это наш и мой способ воспротивиться этой цивилизационной унификации, хотя бы чуточку ее притормозить. Конечно, это невозможно, но как-то сопротивляться все-таки нужно».

На открытии выставки «Харьковские дворики» внук А.Н.Бекетова Федор Семенович Рофе-Бекетов заметил, что такие акции призывают не только студенчество, а и всех горожан не быть равнодушными к харьковской старине, которая буквально тает на глазах.

 

Наталья КОГАН

Реклама