Гость ИА «Новости Харькова» сегодня – художник Андрей Гладкий. Выставка, представляющая его полотна, открылась в галерее ТРК MIRAX PLAZA 28 января и продлится до 24 февраля 2011 года.
Андрей Гладкий – известный харьковский художник, пишущий в стиле синтетической живописи.
Родился в Харькове в 1960 году, в 1983 году окончил Харьковский художественный-промышленный институт (ныне Харьковская Государственная Академия Дизайна и Искусств). Член Национального союза художников Украины. Участник республиканских, национальных и международных выставок (Польша, Германия, Франция, США). Его работы находятся в частных коллекциях Германии, Америки, Испании.
Работы художника привлекают своей динамичностью и объемным изображением. Перед нами – большое полотно тёмно-синего цвета с яркими бликами.
– Эта картина навеяна поездкой в Лондон, – рассказывает А.Гладкий. – Когда едешь в темноте, и слышишь звук, и видишь блуждающий свет. Блуждающий свет выхватывает кусочки чего-нибудь, картинки. Хотелось передать это движение, мгновенные перемены. Жизнь не статична, она меняется каждую секунду.
– Интересно, что являлется первоначальным замыслом картины, что стоит за полотном…
– Для меня на самом деле это не проблема писать «реалистичные» полотна. Это было бы легче для меня. Но я ж не могу! Что бы ты ни сделал, но «реалистичный» рисунок будет статичным. Замкнется сам на себя. Показать форму и пространство можно только через движение. Некое движение на плоскости дает какое-то образование. Стоит нарисовать фигуру, как она тут же остановится. Есть цвет, форма, а движения нет - в случае реалистичного изображения. А так она движется. Такое у неё свойство. Мне это интересно.
Мы переходим к следующему полотну, ярко-жёлтые краски которого меня издалека привлекли. Оказывается, это так называемая подкладка, состояние полотна, с которого начинаются все холсты Андрея. Художник решил, что картина имеет вполне законченный вид, и оставил как есть. Главное, по мнению художника, чтоб она «зашевелилась», чтоб был эффект движения.
На следующем полотне – женская фигура.
– Вот смотрите, красный цвет здесь – самый нижний. Сам по себе он плоский, неподвижный. А я сверху «наехал» вот тут – и появилось движение.– Эта картина уже готова или будете дописывать?
– Нет, пусть так и остаётся, - смеётся художник.
– Бывает желание переделать уже готовое полотно, или дорисовать? Когда полотно уже продано? - Я настойчиво задаю свои наивные вопросы.
– Даже если купили! – Не сдаётся мастер. – Если душу не греет то, что сделал, если есть такое желание – то да, добавляю в полотно то, чего, по моему мнению, там не достаёт.
Если рисовать движение, - продолжает Андрей раскрывать свои секреты, - то движение и строится, это искусство пространства. А если рисовать статичный мир – скрупулёзно, реалистично… Я могу, конечно, но мне это неинтересно. Искусство изображения пространства ближе к музыке, к танцу. Мне интересно, как они взаимосвязаны друг с другом. Музыка постоянно присутствует, я пишу всегда под музыку. Однажды мой друг настраивал колонку, и под эти звуки я выстраивал цвета. Звук и цвет ведь пересекаются, цвет тоже надо настраивать, выстраивать, как и звук. Каждый цвет так просто не возьмёшь, его надо выстраивать. Так я пластики достигаю. Вот, к примеру, красный цвет. Он кажется красным, потому что рядом есть синий. Любой цвет в отдельности может быть мрачным, даже если это жёлтый. Рисуя эффект от цвета другими красками, получаем на выходе именно тот, основной цвет. И возникает эффект движения. Вот в чём дело.
– Люди, которые приобретают Ваши картины, могут видеть их не так как Вы. Нет ревности от того, что видят иначе чем Вы?
– Эти люди тоже часть природы! Пусть думают иначе. Воспитательная функция искусства, вернее, административно-воспитательная, на самом деле необязательна. Эмоция не передается в первоначальном виде. Если человека условно принять как некий объём, конфигурацию, то и у воспринимающего человека должна быть такая же конфигурация. Тогда восприятие будет таким же. Но у другого человека иные формы восприятия, и эмоция от картины будет другая. А то, что есть общего у двух этих людей – это некий результат договорённости. Наука объясняет очень мало, конкретность ограничивает восприятие. Это не есть моя цель. Пусть эмоции будут разные и их будет много.
Художник убеждён, что реалистическое изобразительное искусство никогда не родит новую концепцию восприятия, оно должно только следовать ей. Вся соль в концепции - восприятие пространства, глубина плоскости.
– Кинотеатры с 3D изображением дают иллюзию глубины пространства с помощью специальных двухцветных очков. Плоскость зритель «видит» объемной. На самом деле это чистый обман и совсем небезопасный для глаз. Человеческий глаз по своей природе может измерять глубину и пространство, а тут ему предлагают делать это искусственным путем – экран остаётся плоским, глубины там нет, расстояние везде одинаковое. На моих картинах глубина выстроена на спектральном принципе, это более природно для глаза. Каждый цвет имеет свою длину волны. Плюс эффект от неровной поверхности: краска, нанесённая шпателем, оставляет шероховатый след. Момент, когда работа окончена, наступает тогда, когда исчезает размер холста и его край.
– Что Вас вдохновляет на создание картины?
– Природа! Природа как она есть, в движении. Когда дует ветер, или идет дождь, цветок гнётся, мокнет, но не теряет своей формы, правильно? Его скручивает от ветра, стебель раскачивается, но ведь это – всё тот же цветок ириса. Вот это полотно навеяно красотой ириса. Моя задача – передать глубину и пространство цветка в движении.
Сюжетов у моих картин мало. Один и тот же пейзаж меняется под влиянием погоды, и может возникнуть несколько совершенно разных картин, и они будут разные.
Жизнь даёт правду, которая изменяется. Время, пространство, глубина, форма… Одна составляющая меняется, и меняется видение.
Я оглянулась. Присмотрелась. И увидела глубину, пространство и движение лондонской улицы и трепещущего на ветру ириса.
Беседовала Ольга АННЕНКОВА
Выставка продлится до 24 февраля 2011 года
Адрес: проспект Московский, 86А, ТРК MIRAX PLAZA
Телефон: 050 520 17 62