Гость ИА «Новости Харькова» - известный российский дирижёр Эдуард Дядюра, приехавший в наш город с концертом, который состоится 18 февраля в 18:00 в здании университета искусств им.Котляревского. Магнетизм, харизму и обаяние маэстро трудно передать словами. Сразу веришь в то, что этот человек с лёгкостью дирижирует оркестром и хором в 300 человек.
– Я люблю бывать в вашем городе. Видно, что это бывшая столица Украины, и что она становится европейским городом. В Харькове я шестой раз. Город изменился, стал ещё красивее, это очень заметно. Мы здесь играли Чайковского, Вагнера, Рахманинова, в этот раз будем играть 1-й концерт с фортопиано Чайковского и «Шахерезаду». Я люблю русскую музыку.
Что касается «Слобожанского оркестра», с которым мне предстоит выступать, то он молодой, ему ещё двадцати лет нет. У оркестра большой творческий потенциал, он каждый год прибавляет в своём профессиональном мастерстве. Вчера я приехал, провёл репетицию, и понял, что можно было провести всего две репетиции вместо четырех.
– Сложилось взаимопонимание?
– Взаимопонимание давно сложилось, оркестр играет на хорошем европейском уровне. И слава Богу, что оркестр играет! Вы, наверное, слышали о том, что хотели соединить оркестр из Харьковской филармонии и «Слобожанский» в один. Хорошо, что этого не произошло. Если в городе есть два оркестра, то это создаёт здоровую конкуренцию, это нормально. Публика имеет право выбора: в филармонию пойти или молодежный оркестр послушать, имеет право выбрать тот коллектив, который нравится больше.
– Скажите, в чём разница между коллективами музыкантов?
– Два критерия есть. Первое – это профессиональный уровень коллектива. С теми, кто менее профессионален, надо работать. Учить, подсказывать, подправлять. Это рутинная каждодневная работа дирижёра. Если оркестр хороший, то ты занимаешься созданием музыки – это второй критерий. Не просто репетируешь, а создаёшь, творишь музыку.
– Какими качествами должен обладать дирижёр?
– Первое и самое главное – он должен быть музыкантом. Он должен быть выше всех своих музыкантов, которые играют в оркестре, он должен знать все инструменты, специфику игры на этих инструментах, КАК играть, как играть именно в ЭТОМ сочинении, ЧТО хотел автор. Он должен знать ту эпоху, когда создавалась музыка. Играет Рахманинова – значит, знать то время, когда жил Рахманинов, стиль написания его музыки. Ведь стили отличаются по своему написанию.
Дирижёр должен быть педагогом, воспитателем, психоаналитиком, включать мышление и логику. Людей много, у всех психика разная, он должен всех учитывать. Он должен собрать всех, певцов, музыкантов, подчинить их внимание своей воле, своей интерпретации. Увлечь их тем, что ему интересно.
– Вам это несложно.
– Абсолютно.
– Как Вы относитесь к смешиванию классической и эстрадной музыки? К тому, что дуэты оперных и эстрадных исполнителей пользуются большой популярностью.
– Хорошо отношусь. Это правильный путь пропаганды классической музыки. Во-первых, это красиво. Вся классическая музыка красива, когда её исполняют лучшие музыканты. Исполнение арии Калафа в эстрадной интерпретации Паваротти – это красиво, эстетично всегда. От этого получаешь моральное и духовное удовольствие, поскольку поёт великий Паваротти. И это пропаганда классической музыки. Зритель, который никогда не слышал арию Калафа и не собирался в Оперу, где мог бы её услышать – в эстрадном исполнении примет и её, и Паваротти. Зрителю может понравиться такое пение, и завтра он пойдёт в Оперу.
– Каково Ваше отношение к тому, что эстрадная музыка захлестнула телевидение, радио? Это в советское время нас сажали перед телевизором и заставляли слушать симфонию и смотреть балет. Не лучший метод пропаганды классической музыки, конечно…
– Эстрадная музыка имеет своё право на существование. Просто она захлестнула, подмяла под себя всё. Потому что люди любят слушать доступную музыку. Они сидят в офисе, включают радио и слушают того же Киркорова, Баскова, Рикки Мартина, им эта музыка не мешает работать. В ресторане слушают музыку и выпивают, едят за столом. На дне рождения у себя дома слушают, танцуют, подпевают. Это – доступно. Это – легко.
А вот слушать симфонию или оперу – это труд. Нужно купить билет и пойти в специально подготовленное место, четыре часа «отсидеть» и слушать оперу. Это очень сложно сделать неподготовленному человеку.
Было бы неплохо, если бы раз в неделю по центральному телевидению передавали, скажем, спектакль Киевского Драматического театра или балет. Всегда есть зритель, предпочитающий такие виды искусства. Посмотрит по телевизору оперу, найдёт новую выставку. У зрителя, предпочитающего классическую музыку, выбор небольшой, он не всегда может пойти в театр, телевидение ему ничего не предлагает. А ведь классика открывает двери духовности…
– Как Вы относитесь к инициативе главного режиссера Харьковской филармонии Юрия Янко выступать с оркестром в метро, в здании вокзала, на заводе?
– Не думаю, что это хороший вариант. Почему бы рабочих не привезти в здание филармонии? Классическая музыка должна исполняться в специально отведённых для этого местах. Представьте, что футбольная команда приехала играть на завод. Ваш харьковский «Металлист» пригласили на завод, в цех поставили ворота и начали игру. Вы можете себе это представить? У спортсменов есть специально приспособленное для этого место, они никуда не пойдут, и это правильно.
У меня была одна история, 4 года назад, связанная со Старым Новым годом. Это я по поводу инициатив и находчивости. 13 января Юрий Янко пригласил меня на Янко-шоу. Мы со Снегурочкой решили немного разыграть публику и сделать сюрприз для Юрия. И во время второго отделения она объявляет: «Уважаемые гости! Кто хочет дирижировать оркестром? А, вот молодой человек, наверное, хочет». Подходит ко мне, здоровается, подводит к пульту: «Дирижируйте!». Я знал, какое произведение сейчас будет, потому что был готов. Начинаю дирижировать. Янко и публика – в восторге! Думали, вот так всё просто. Потом, конечно, меня представили, что, мол, профессиональный дирижёр из Москвы. Сам Юрий Янко – прекрасный менеджер, это качество профессионального дирижёра.
– Скажите, с кем из тех исполнителей, с которыми Вам довелось выступать, было наиболее интересно работать?
– Хибла Гарзмава, российская певица. Очень красивый голос, необыкновенно красивая, яркая, артистичная женщина. Я хотел бы еще с нею поработать. Конечно, пианист Денис Мацуев, с которым я неоднократно играл. Он сейчас находится на вершине своей карьеры, покоряет мир. Это один из самых востребованных пианистов в мире. С ним очень хорошо работать, приятный человек, очень музыкальный. Я очень люблю оперных певцов, хоры.
– Кого из харьковских исполнителей Вы могли бы выделить?
– Олег Данилович Куценко – прекрасный дирижёр, главный дирижёр Харьковского оперного театра. Я только что с репетиции, имел возможность слышать. Настоящий профессионал старой советской школы.
– Эдуард, я знаю, что Вы не только талантливый дирижёр, Вы музыку пишете.
– Да, я являюсь композитором, пишу эстрадные песни. У меня есть сочинение «Поэма любви», для эстрадно-симфонического оркестра, хора и солистов – тенор и сопрано. Два человека поют эстрадные арии. На моём сайте есть запись этой поэмы, её исполнил Николай Басков. Сейчас я хочу заново пережить эту поэму, что-то поменять и ещё раз исполнить в большом зале консерватории в Москве. Хочу пригласить теноров из «21 века», хороших солистов из Большого театра, хор Турецкого. «Поэму любви» я посвятил своей жене Элеоноре. Планирую представить её в будущем году. Это очень красивая музыка, в стиле Игоря Крутого: ритм-гитара, бас-гитара и симфонический оркестр. Трубы, барабаны, джаз, поп-музыка – маленький мюзикл о любви.
– Что пожелаете Вашим поклонникам и любителям классической музыки?
– Любите искусство во всех её проявлениях!
После окончания беседы знаменитый дирижёр удивил своей непосредственностью – подошёл к роялю и сыграл импровизацию. Меньше двух минут длилось волшебство, но казалось, что нежная, чувственная мелодия всё ещё звучит внутри… Эдуард Дядюра лукаво улыбнулся:
– Приходите на концерт, уверяю – Вам не будет скучно!
Ольга АННЕНКОВА