Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Комедия, драма и сказка в интерпретации Алексея Янковского. Театр "Новая сцена"

15-02-2011, 16:06

Посмотрели: 3 863

Комедия, драма и сказка в интерпретации Алексея Янковского. Театр "Новая сцена"

В театре «Новая сцена» готовится премьера. Художественный руководитель театра Николай Осипов пригласил известного российского режиссера, художественного руководителя театральной мастерской «АСБ» Алексея Янковского для совместной работы. Осенью прошлого года прошел первый этап работы (А. Янковский приезжал на десять дней в Харьков). И вот теперь он снова здесь у нас. Полным ходом идет второй этап репетиций.

Все подробности проекта до сих пор держались в секрете. Сейчас Н. Осипов обещает, что харьковчане в ближайшее время увидят целых три новых спектакля – комедию, драму и сказку.

Что же все-таки готовится показать публике «Новая сцена», рассказывает художественный руководитель «Новой сцены» Николай Осипов.

- Николай, что же увидят зрители по окончании данной работы?

- На самом деле еще не все тайны удастся прояснить. Мы репетируем сразу пять пьес. Они разного размера, разного объема, но одного автора. Автор – французский писатель, драматург Альфред де Мюссе. Возможно, получится три спектакля. Пока не знаем, будет ли это три вечера или один очень длинный.

Алексей пытается запустить процесс и старается, чтобы актеры себя проявили, показали, что они могут. Часто во время работы над пьесой актеры начинают сдвигаться в сторону того, что они уже делали, в сторону стереотипа. Алексей старается их туда не пустить. Он терпелив, он максимально долго может работать не вмешиваясь, ничего не объясняя, не рассказывая.

- Вы как-то сказали, что данная работа станет новым этапом в развитии «Новой сцены», что же произойдет нового?

- Я думаю, мы уже начали какое-то движение. И сегодняшняя работа, безусловно, повлияет на наше развитие. То, что мы делаем, можно назвать неоклассикой. Обязательна и приставка «нео», и понятие «классика». И то и другое принципиально для нас. С одной стороны – академичность, погружение в настоящую литературу, драматургию. С другой стороны – новые, в том числе актерские, технологии (они не обязательно проявляются в странности формы). Мы возвращаемся к корням, но так, чтобы на них выросло новое живое дерево.

 

Алексей Янковский, как оказалось, в Харькове далеко не впервые. Наш город ему по-своему близок.

– У меня значительная часть жизни связана с этим городом. Я много учился, но началось все здесь. Я считаю, что данное предложение было закономерным. Идея совместной работы возникла еще на фестивале "Курбалесия-2008", когда в программе харьковского фестиваля был представлен мой спектакль «Девочка и спички».

Алексей, Вы довольны тем, как проходит второй этап Вашей работы здесь и сейчас?

– Я никогда ничем не доволен. Никогда. И заставляю себя в наказание смотреть свои спектакли.

А вообще, я не оцениваю то, что делаю. Конечно, это не работа, а служение. Это моя обязанность на земле. Мы часто забываем, что есть работа, а есть служба. Армия – это служба, ГАИ... Они мало получают, вот и ходят туда, как на работу. Но это неправильно. Они на службе. Проблема служения в неподкупности.

Вы волнуетесь на премьерах? Как бы вы отнеслись к жесткой реакции критиков или к непониманию зрителей?

– Нет, сейчас нет критики. А зрители – это часть мира. Зрителю может не понравиться, а миру понравиться. Человек, который научен в театре зрить, то есть видеть еще что-то помимо сюжета, в любом случае что-то увидит. Я всегда себе говорил, делай, что должен и будь что будет.

Вы почти никогда не прерываете актеров во время репетиции, почему?

– Правильно. Два этапа. Сначала я развлекаю их, а теперь они должны развлекать меня. Вообще, главное – запустить процесс. Знаете, это как если ты выливаешь воду. Актеры должны быть водой. Тогда все получается и идет хорошо. А иногда они, как снег костенеют, течения нет. Они лежат. Вот тогда я начинаю говорить. Громко и неприятно.

– Во время репетиции постоянно звучит музыка. Вы подбираете нужное сопровождение для спектаклей? В самих спектаклях музыка будет как фон?

– Нет, это я разговариваю с актерами так, чтобы не мешать им и не останавливать действие. Мы так договорились.

Где-то музыка будет. Там, где актеры смогут сделать так, что их игра будет, как музыка, её не будет. Потому что наша речь – это тоже музыка. И любовь – это музыка. Если мы в другом человеке слышим эту музыку, мы влюбляемся. У нас звучит одна музыка в это время.

– Бывает ли, что вы с Николаем о чем-то спорите?

– Чисто теологически. Есть ли жизнь на Марсе.

Ну, и возможно, внутренне. Всегда же нелегко принимать художественные методы других. В этом и есть культура.

Вообще, смотря как Вы понимаете споры. Споры – не есть отрицание. Я иногда сам с собой спорю по поводу этой работы.

И потом, мы же что-то выговариваем. Сейчас репетиция закончится, а мы пойдем выговаривать дальнейший путь. Человек начинает что-то понимать тогда, когда он это выговаривает.

Это творческий процесс. Совместное творчество «Новой сцены» и театральной мастерской «АСБ».

– Комедия, драма и сказка. Вы считаете, в такой последовательности проходит человеческая жизнь, почему?

– Это кто-то сказал, я уже не помню, кто. Жизнь начинается как комедия, когда все шутят. Для детей мир – поле игры. Однако некоторые игры приводят к драме. Честно говоря, эта пьеса «С любовью не шутят» имеет классический сюжет. Он есть везде. Из Мюссе вышел потом Островский. У Островского эта пьеса называется «Бесприданница». Когда все шутят, а один дурак берёт и стреляет. Почему? Бог его знает... Потому что с любовью не шутят. Театр напоминает, что есть вещи, с которыми шутить не надо. Это наказуемо. И никто не может ответить почему. Как нет ответа на вопрос, откуда возникла жизнь, откуда берется любовь. Получается драма. Шутки на такие темы приводят к невероятной драме, которую человек не может пережить, если у него хватает сил придумать себе сказку своей жизни. Сказка вообще очень важная вещь. Но иногда к ней бывает неправильное отношение. Мы все живем своей жизнью, но у нас существует эта сказка, не дающая нам умереть. У Вас же тоже есть сказка. Пока не знаю… про принца, про любовь, про невероятные поцелуи. Как давно Вы отчаянно целовались?

– Знаете, не помню…

– Вот Вам и ответ. Потому что из жизни это ушло. А иногда то, что уходит из жизни, потом возвращается. Театр должен возвращать жизнь. Иногда, жизнь уходит из людей. И тогда её возвращает театр. Он напоминает людям, что нужно петь, танцевать, любить, что бы ни случилось.

 

Ольга ГЛУЩЕНКО

Фото автора

Реклама



Комедия, драма и сказка в интерпретации Алексея Янковского. Театр "Новая сцена"

15-02-2011, 16:06

Посмотрели: 3 863

Комедия, драма и сказка в интерпретации Алексея Янковского. Театр "Новая сцена"

В театре «Новая сцена» готовится премьера. Художественный руководитель театра Николай Осипов пригласил известного российского режиссера, художественного руководителя театральной мастерской «АСБ» Алексея Янковского для совместной работы. Осенью прошлого года прошел первый этап работы (А. Янковский приезжал на десять дней в Харьков). И вот теперь он снова здесь у нас. Полным ходом идет второй этап репетиций.

Все подробности проекта до сих пор держались в секрете. Сейчас Н. Осипов обещает, что харьковчане в ближайшее время увидят целых три новых спектакля – комедию, драму и сказку.

Что же все-таки готовится показать публике «Новая сцена», рассказывает художественный руководитель «Новой сцены» Николай Осипов.

- Николай, что же увидят зрители по окончании данной работы?

- На самом деле еще не все тайны удастся прояснить. Мы репетируем сразу пять пьес. Они разного размера, разного объема, но одного автора. Автор – французский писатель, драматург Альфред де Мюссе. Возможно, получится три спектакля. Пока не знаем, будет ли это три вечера или один очень длинный.

Алексей пытается запустить процесс и старается, чтобы актеры себя проявили, показали, что они могут. Часто во время работы над пьесой актеры начинают сдвигаться в сторону того, что они уже делали, в сторону стереотипа. Алексей старается их туда не пустить. Он терпелив, он максимально долго может работать не вмешиваясь, ничего не объясняя, не рассказывая.

- Вы как-то сказали, что данная работа станет новым этапом в развитии «Новой сцены», что же произойдет нового?

- Я думаю, мы уже начали какое-то движение. И сегодняшняя работа, безусловно, повлияет на наше развитие. То, что мы делаем, можно назвать неоклассикой. Обязательна и приставка «нео», и понятие «классика». И то и другое принципиально для нас. С одной стороны – академичность, погружение в настоящую литературу, драматургию. С другой стороны – новые, в том числе актерские, технологии (они не обязательно проявляются в странности формы). Мы возвращаемся к корням, но так, чтобы на них выросло новое живое дерево.

 

Алексей Янковский, как оказалось, в Харькове далеко не впервые. Наш город ему по-своему близок.

– У меня значительная часть жизни связана с этим городом. Я много учился, но началось все здесь. Я считаю, что данное предложение было закономерным. Идея совместной работы возникла еще на фестивале "Курбалесия-2008", когда в программе харьковского фестиваля был представлен мой спектакль «Девочка и спички».

Алексей, Вы довольны тем, как проходит второй этап Вашей работы здесь и сейчас?

– Я никогда ничем не доволен. Никогда. И заставляю себя в наказание смотреть свои спектакли.

А вообще, я не оцениваю то, что делаю. Конечно, это не работа, а служение. Это моя обязанность на земле. Мы часто забываем, что есть работа, а есть служба. Армия – это служба, ГАИ... Они мало получают, вот и ходят туда, как на работу. Но это неправильно. Они на службе. Проблема служения в неподкупности.

Вы волнуетесь на премьерах? Как бы вы отнеслись к жесткой реакции критиков или к непониманию зрителей?

– Нет, сейчас нет критики. А зрители – это часть мира. Зрителю может не понравиться, а миру понравиться. Человек, который научен в театре зрить, то есть видеть еще что-то помимо сюжета, в любом случае что-то увидит. Я всегда себе говорил, делай, что должен и будь что будет.

Вы почти никогда не прерываете актеров во время репетиции, почему?

– Правильно. Два этапа. Сначала я развлекаю их, а теперь они должны развлекать меня. Вообще, главное – запустить процесс. Знаете, это как если ты выливаешь воду. Актеры должны быть водой. Тогда все получается и идет хорошо. А иногда они, как снег костенеют, течения нет. Они лежат. Вот тогда я начинаю говорить. Громко и неприятно.

– Во время репетиции постоянно звучит музыка. Вы подбираете нужное сопровождение для спектаклей? В самих спектаклях музыка будет как фон?

– Нет, это я разговариваю с актерами так, чтобы не мешать им и не останавливать действие. Мы так договорились.

Где-то музыка будет. Там, где актеры смогут сделать так, что их игра будет, как музыка, её не будет. Потому что наша речь – это тоже музыка. И любовь – это музыка. Если мы в другом человеке слышим эту музыку, мы влюбляемся. У нас звучит одна музыка в это время.

– Бывает ли, что вы с Николаем о чем-то спорите?

– Чисто теологически. Есть ли жизнь на Марсе.

Ну, и возможно, внутренне. Всегда же нелегко принимать художественные методы других. В этом и есть культура.

Вообще, смотря как Вы понимаете споры. Споры – не есть отрицание. Я иногда сам с собой спорю по поводу этой работы.

И потом, мы же что-то выговариваем. Сейчас репетиция закончится, а мы пойдем выговаривать дальнейший путь. Человек начинает что-то понимать тогда, когда он это выговаривает.

Это творческий процесс. Совместное творчество «Новой сцены» и театральной мастерской «АСБ».

– Комедия, драма и сказка. Вы считаете, в такой последовательности проходит человеческая жизнь, почему?

– Это кто-то сказал, я уже не помню, кто. Жизнь начинается как комедия, когда все шутят. Для детей мир – поле игры. Однако некоторые игры приводят к драме. Честно говоря, эта пьеса «С любовью не шутят» имеет классический сюжет. Он есть везде. Из Мюссе вышел потом Островский. У Островского эта пьеса называется «Бесприданница». Когда все шутят, а один дурак берёт и стреляет. Почему? Бог его знает... Потому что с любовью не шутят. Театр напоминает, что есть вещи, с которыми шутить не надо. Это наказуемо. И никто не может ответить почему. Как нет ответа на вопрос, откуда возникла жизнь, откуда берется любовь. Получается драма. Шутки на такие темы приводят к невероятной драме, которую человек не может пережить, если у него хватает сил придумать себе сказку своей жизни. Сказка вообще очень важная вещь. Но иногда к ней бывает неправильное отношение. Мы все живем своей жизнью, но у нас существует эта сказка, не дающая нам умереть. У Вас же тоже есть сказка. Пока не знаю… про принца, про любовь, про невероятные поцелуи. Как давно Вы отчаянно целовались?

– Знаете, не помню…

– Вот Вам и ответ. Потому что из жизни это ушло. А иногда то, что уходит из жизни, потом возвращается. Театр должен возвращать жизнь. Иногда, жизнь уходит из людей. И тогда её возвращает театр. Он напоминает людям, что нужно петь, танцевать, любить, что бы ни случилось.

 

Ольга ГЛУЩЕНКО

Фото автора

Реклама