В новый год - с "Новой сценой"
Начинаются праздники, календарный год заканчивается, однако театральный сезон в самом разгаре. Харьковский театр «Новая сцена» дарит зрителям спектакль в духе постмодерна по А. Чехову «Йа, чайка» (его премьера пришлась на десятилетний юбилей театра, полгода назад). В воскресенье, 26 декабря, – премьера «Объяснение в любви» по пьесе известного драматурга и режиссера Клима. Однако многое пока только готовится.
О старых, новых и грядущих делах театра нам рассказал его художественный руководитель и главный режиссер Николай Осипов.
- «Йа, чайка» – это юбилейная, знаковая работа, наверное, не случайно этот спектакль стал одним из завершающих в уходящем году. Что-то изменилось за полгода с момента его премьеры, спектакль стал немного другим? Почему именно «Йа, чайка»?
- Любой наш спектакль предполагает некую жизнь. Я считаю, театр должен меняться, должны меняться спектакли. Но «Чайка» должна была остаться «Чайкой». А «Йа» – потому что это связано с современной комедией. Это почти постмодернизм, в том смысле, что каждый может расшифровать «йа» по-своему. С другой стороны, в этом есть некий посыл к молодежной аудитории.
«Йа, Чайка» была сделана странным образом. Это же классический текст, мы там ничего не меняли. Но мы столкнули его с сегодняшней действительностью, даже больше – с современной молодежной культурой. Подобное соотношение классики и молодежной культуры отчасти является провокацией. Я замечал в течение этого полугода, что у моих зрителей первые десять – пятнадцать минут просмотра спектакль вызывает отторжение. Но потом, если человек делает шаг навстречу, он начинает понимать, почему мы сделали именно так. Тогда он может получить удовольствие от спектакля.
- Как вы определяете жанр спектакля? А.П. Чехов назвал свою «Чайку» комедией в четырех действиях...
Мы написали "современная комедия Антона Чехова". И это было правдой. Комедия – это несоответствие, она строится на несоответствии. Есть комедии совсем не смешные. А у Чехова здесь сплошные несоответствия в том, чего хочет один персонаж, чего хочет другой персонаж. Из-за этих несоответствий родоначальники театра абсурда считают Чехова отцом театра абсурда. Он очень популярен в Европе до сих пор, второй автор после Шекспира.
- Расскажите о премьере «Объяснение в любви».
- Что касается премьерного спектакля «Объяснение в любви», он будет, я надеюсь, расти еще очень долго, там задействована одна актриса. Это моноспектакль. Идет он час пятнадцать – час двадцать. Пятьдесят две страницы текста, причем текста несюжетного. Текст написан очень опытным человеком. Клим долгое время был режиссером. Он вошел в энциклопедию, премию ЮНЕСКО получил, потом у него был период, когда он начал заниматься драматургией, вернее, как он сам говорит, «текстами для театра». Он пишет тексты, в которых есть размышления о театре. Нам это интересно.- Возможно, данный спектакль перекликается с работами Е. Гришковца? /от. ред. Е.Гришковец – российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант/
- С моей точки зрения, это совершенно разные вещи. Гришковец все равно держит историю. А у нас – некий поток сознания актрисы, которая все время хотела сыграть Настасью Филипповну. Роль все не давали и не давали. Время шло. И вот, она как бы собрала людей. «…Она – я – не я и она…» – подзаголовок работы. Как бы, кто я? Где я? И кто мы? Где персонаж, где актриса? Получается, несколько таких «я», которые перетекают из одного в другое и каким-то странным образом соединяются.
В финале этот поток сознания, льющийся в разные стороны, должен воссоздаться в некую мозаику. Картинка должна стать ясной.
- Каковы дальнейшие творческие планы «Новой Сцены», возможно, участие в фестивалях?
- Здесь, в «Доме Актера», будет проходить фестиваль камерных театров. Мы в нем участвуем, наверняка поедем еще на какие-то фестивали, приглашения уже есть. За прошлый сезон мы побывали на восьми фестивалях. И я вдруг понял, что мир театральный, к сожалению, очень сильно сузился. Чаще всего встречаешь на этих фестивалях практически одних и тех же людей.
Также мы начали очень большую работу с режиссером из Петербурга Алексеем Янковским. Думаю, она в этом сезоне, уже к весне, будет завершена. Что это будет – пока секрет, но мы вам все обязательно расскажем позже. Если все сложится, то мы поставим три спектакля одного автора: комедию, драму и сказку. В конце января – начале февраля А. Янковский должен приехать сюда еще на десять дней (десять дней он уже отрабатывал ранее). Тогда мы будем понимать, в какие уложимся сроки.
Вообще, я считаю, сейчас перед нами стоит очень сложная задача переформатировать «Новую Сцену», для чего я и пригласил Лешу Янковского. Это будет некий толчок. Наша главнейшая задача сейчас – найти, чем будет «Новая Сцена» дальше.
Мы недавно проводили социологический опрос, чтобы понять, кто приходит к нам. По возрастному цензу, мы посмотрели. Он поменялся. Аудитория у нас молодеет чуть-чуть. В основном, это люди в возрасте от 23 до 35 лет.
В любом случае, нам хочется, чтоб театр остался театром. Театр всегда имел какое-то более высокое предназначение. И хочется, чтобы мы его не потеряли, ведь театр – это интимная вещь, обращенная к каждому конкретному человеку, к его душе.
Беседовала Ольга ГЛУЩЕНКО,
Фото: Денис ДОННЕР, Ольга ГЛУЩЕНКО
- Ольга Анненкова
- 0
- 3 520