О хорошем спектакле должны спорить – и спорят, потому что есть, о чем
Когда перестаешь верить, что наш город все еще держит некую планку культурной столицы страны, начинаешь горестно вздыхать по этому поводу, происходит какое-то знаковое событие – и вера возвращается.
Вчера экспериментальный театр «Котелок» на Малой Сцене дома Актера показывал спектакль «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева. Признаться честно, раньше я никогда не был на спектаклях театра, хотя довольно хорошо знаю часть их труппы… Когда сказал, куда собираюсь идти – мнение знакомых разделилось пополам. Одни говорили - это просто «кустарщина», другие же признавалась, что смотрели спектакли "Котелка" по нескольку раз. Такой оборот еще больше подогрел мой интерес.
Даже от "экспериментального" театра я не ожидал ничего новаторского. Довольно трудно найти что-то новое в том, чем человечество занимается тысячелетиями – а театру в отличии от кинематографа довольно много лет - и опробовало все возможные сочетания. И меня немного насторожили слова режиссера, перед спектаклем подтвердившего, что половина людей не считают получение премии спектаклем профанацией, и не знает, почему решено спектакль доделать до стандартного жанрового формата и показать снова. При этом зал подтвердил поднятыми руками, что спектакль нравится, и ходят на него неоднократно. Более того, я тоже был не один – наши мнения о спектакле так же поделились пополам.
Спектакль сильный – очень точный в описании и многое оставляющий для зрителя в качестве домашней работы. Сложный, так как построен для одного актера при нескольких главных персонажах. Тем не менее, и сценарий и жанр позволили очень многое интерпретировать по воле режиссера. Объемные личности героев и ничего лишнего в эмоциях и декорациях – это обнаженная работа актера. Не думаю, что надо что-то рассказывать про сам сюжет или про тех, кто принимал участие, кто за что в ответе. В конце спектакля каждый зритель получил возможность обсудить увиденное с актерами и между собой.
Выросшая из придуманного в Харькове жанра «Блиц» - чтения во время спектакля с листа – постановка стала полноценным моноспектаклем, уже отмеченным премиями и вниманием зрителя. И то, что вокруг спектакля идут такие споры говорит, что он не оставляет никого равнодушным.
А это уже аргумент – чем слушать других, лучше посмотреть самому.
Александр Старшинов