Музыкальные импровизации Романа Коляды в Харькове
На днях в «Театре на Жуках» прошел вечер поэзии и музыки композитора Романа Коляды и поэта Олега Короташа. Это была не театральная постановка, в ней не принимали участие актеры – только музыка и поэзия, диалог двух искусств.
Нам удалось поговорить с Романом Колядой перед началом концерта.
Роман Коляда – композитор, пианист, журналист и поэт. Закончил Киевскую консерваторию, по специальности – музыковед. В медиа - с 1995 года, является ведущим и сценаристом телевизионных и радио- программ, сейчас ведет ток-шоу "Украинское измерение" на Первом канале Украинского радио.
Роман успел выпустить два музыкальных альбома «Взгляд в небо» и «Танец любви и разлуки».
В 2000 году издал первую книжку стихов "Святые мельницы" («Святі вітряки», укр, рус). В 2006 году - сборник «Топая по городу» («Чимчикуючи містом», укр.).
На вечере в «Театре на Жуках» Роман выступил исключительно в качестве музыканта.
Роман, как давно Вы с Олегом Короташем выступаете вместе? Как возникла идея этого концерта? Что для Вас необычного, нового, особенного в данном выступлении?
Об этом достаточно сложно говорить и объяснять, чем это будет особенно. Это особенно всегда, во всяком случае, для меня внутренне.
Я уже достаточно давно практикую разного рода синтезы музыки со стихами, с танцем, даже с живописью. Есть опыт проведения такого перформенса, когда я импровизировал сидя за роялем, а художник Леонид Гопанчук импровизировал стоя у холста непосредственно в режиме реального времени. Присутствовало достаточно большое количеаство зрителей.
Сейчас Олег будет читать новые поэзии. У него есть много поэзий, которые я даже не слышал и не читал. Это отлично. Тем интереснее мне импровизировать. Мои зрители всегда получают что-то, чего ни я, ни они не знают. Помимо мелодий, которые можно услышать в моих альбомах, если это не презентация диска, я всегда много импровизирую. Не нужно путать их с джазовыми импровизациями. Если я говорю слово «импровизация» и делаю на этом акцент, значит, как это будет звучать, абсолютно не известно. Я могу только приблизительно представить образный строй, настроение. Человек, приходящий на мои сольные выступления либо на выступления с другими музыкантами, либо дуэтом с поэтом, всегда получает возможность прикоснуться к процессу спонтанного творчества, ничем не прикрытого. В данном случае оно будет очень сильно зависеть от настроения поэзии. Поскольку мы работаем на сцене вдвоем.
Как Вы познакомились с Олегом Короташем, почему решили выступать вместе?
Есть такой «Севама-фест». Его организацией занимается Оксана Яблонская.
Она мне позвонила, предложила выступить в Печерской Лавре, в музее книг. Там есть рояль, что меня соблазнило. При этом Оксана упомянула о поэте Олеге Короташе как об интересном метафизике поэзии. Это меня тоже заинтересовало. Я почитал то, что было у Олега в Интернете, и понял, что мы можем вместе работать на сцене. Единственное, что меня беспокоило – это темперамент чтения. Поскольку от этого тоже достаточно много зависит.
В итоге, получилось довольно забавно забавно. На наше совместное выступление в Лавре Олег ехал после какой-то очередной презентации или фестиваля, опаздывал. Мероприятие уже началось, я у рояля, играю и посматриваю на Яблонскую, мол, где же Короташ? И она мне – а вот он. Олег как раз в дверях, он выходит на сцену и начинает читать. Так мы знакомимся - уже в бою.
Я понял, что все в порядке, начал больше импровизировать, меньше играть готовых пьес. А это показатель, что мне комфортно энергентически с человеком на сцене. Значит, есть контакт с публикой, и начинают рождаются мелодии, здесь и сейчас, под руками.
Потом уже, откланявшись публике, мы подошли друг к другу поздороваться.
Еще у меня позже было выступление в «Шоколадном домике», куда я позвал Олега, и поэтессу Юлию Бережко-Каминскую. Было еще несколько совместных выступлений.
Музыка будет идти параллельно со стихами?
В данном случае, нет. Хотя бывает, по-всякому. Здесь камерное пространство, и есть риск друг-друга где-то заглушить. Такие вещи легче делать в больших пространствах, когда стоит хорошее звукоусиление, у звукорежиссера есть возможность что-то смикшировать. А здесь мы решили не смешиваться. Это будет диалог без контрапункта, без наложения.
Почему вы решили выступить именно в театре, это принципиально для данной программы?
Олег позвонил мне, сказал, что в Харькове есть театр, и там можно выступить. Я согласился, поскольку опыт выступления на театральных площадках тоже есть.
Мне театр всегда импонирует. Запах кулис, о котором театралы много говорят, мне тоже с детства, в общем-то, знаком. Когда говорят, что сцена театра – это своего рода храм, для меня это тоже актуально.
У меня были концерты с моим трио в Муниципальном театре "Киев". В Харькове я выступал в клубе «Пентагон», а также в таком экзотическом месте, как харьковский планетарий – раза три, наверное. Теперь у меня концерт на улице Астрономическая. Да и мой первый альбом называется «Погляд в небо». Видимо, от звезд мы тоже никуда деться не можем. Пока так.
Сегодня будут звучать заготовки или нечто совсем неожиданное?
Бывает по-разному, в зависимости от того, какая публика пришла, какие глаза мне попались. В первом альбоме есть композиция «Unexpected glance» - неожиданный взгляд. Она родилась, когда я играл в торогово-развлекательном центре «Караван» в Киеве, уже лет шесть я там выступаю. Кстати, в Вашем «Караване» не бывал ни разу.
Так вот я сидел что-то импровизировал. Подымаю глаза, а там сидит барышня. Совершенно не помню лица, но очень хорошо помню глаза. Контакт произошел, и пальцы начали что-то выдавать. Вдруг переключилось настроение. Сменилась общая тональность, направление движения мысли и, что самое удивительное, я еще это и запомнил. Потому что 90% импровизаций, которые на концертах происходят, я запомнить и повторить не в состоянии физически. Разве что кто-то даст прослушать диктофонную запись. Тем не менее, заготовки есть. Как правило, это что-то из альбомных записей. Иногда процесс может выглядеть так, я начинаю, что-то в совершенно спонтанно играть. Оно вдруг приходит к тому, что уже записано в альбоме. Тогда проигрывается какой-то ранее написанный кусок музыки, и то, обычно, не так, как это зафиксировано. Потом я могу еще куда-то отклониться.
Позже, уже в письменном виде, Роман признался, что впечатления от выступления в «Театре на Жуках» остались замечательные, был очень близкий контакт с публикой, требующий повышенной ответственности за каждую ноту. Прекрасная акустика у зала. «Очень интересные новые стихи у Олега, подтолкнувшие меня к новым интонациям в импровизациях», - заметил Роман Коляда.
Ольга ГЛУЩЕНКО
- Ольга Анненкова
- 0
- 2 319