Легендарный джазовый пианист и дипломат-гитарист собрали аншлаг в театре Шевченко. Джон Фридмен из США и Жан-Пьер Фрёли из Германии выступили на «Kharkiv Za Jazz Fest».
Дедушка в стареньком свитере и с сумкой на поясе — это легенда джаза Джон Фридмен. У него десятки альбомов, первый из которых вышел больше пятидесяти лет тому назад. Он играл с мэтрами, компания которых сама по себе уже обеспечивает статус «звезды»: достаточно назвать Чета Бейкера и Орнетта Коулмена. Непревзойденное чувство стиля и душа — говорят о нем и искушенные, и начинающие музыканты.
Алексей Хорольский, гитарист группы «Magnifica» (Харьков): «Дело в том, что этот человек абсолютно не стесняется вкладывать в эту музыку все: и классику, и современные мелодии, и делает все это настолько свободно. Видимо, в этом заключается, в первую очередь, джаз».
Сергей Давыдов, музыкант, преподаватель (Харьков): «У него сплав, они даже не соединяются, они буквально растворяются, вот, все те стили или моменты стилей, которые прошли через него, они все равно уже становятся его».
Сам Фридмен не заморачивается с обозначением собственного стиля.
Джон Фридмен, пианист (США): «Я стараюсь играть то, что чувствую в данный момент, стараюсь быть креативным, даже играя вещи, которые знаю — вот, собственно, что я делаю».
Джон Фридмен выступал в группах и соло, в Харькове играл сам. Несколько вещей исполнил в дуэте с непрофессиональным музыкантом — первым секретарем посольства Германии Жан-Пьером Фрёли, в котором музыкант, как он сам признался, победил дипломата.
Жан-Пьер Фрёли, дипломат, гитарист (Германия): «Это всегда такой баланс и зависит от времени, зависит от… Конечно, сейчас у меня такой период с Доном и с биг-бендом — неделю назад и следующую неделю мы делаем запись в Германии, это, конечно, музыкант сейчас главный, но через две недели будет мой посол, мне скажет: «Хватит музыка, ты будешь сейчас в кабинете сидеть».
Тот джаз, который исполняет Фридмен, знатоки называют классическим, это мейнстрим с элементами бопа, говорят они. Проще говоря, джаз Дона Фридмена такой же академический, как и эти термины — под него не тянет пританцовывать, такую музыку лучше слушать с закрытыми глазами. Сам пианист тоже не согласен с тем, что джаз — музыка «для ног».
Дон Фридмен, пианист (США): «Ну, конечно, под Стравинского тоже можно танцевать, если хотите, но это как-то…»
И все же оба музыканта «дали джазу». Публика трижды вызывала их на бис. И если бы не нужда успеть на поезд, Дон Фридмен играл бы, несмотря на свои семьдесят три.
Дон Фридмен, пианист (США): «Сегодня аудитория была просто потрясающая. Я видел эти горящие глаза людей, которые хотели слушать ещё, и ещё, и я был готов играть всю ночь напролет».
Смотрите фоторепортаж.
Источник: news.mediaport.ua