Вова Горохов и его "квадратные" стихи
25-го марта в клубе «Пинтагон» прошел поэтический вечер гостя нашего города Владимира Горохова. В первый же приезд, несмотря на острое отрицание его творчества литературными кругами Харькова поэт собрал большую и довольную концертом аудиторию.
Даже сейчас, после самого выступления, я не смог для себя определить, в каком жанре ты выступаешь: поэзия, комедия или что-то другое…Вообще, изначально, я писал тексты. Шесть лет назад, когда начал писать каждый день, я рассчитывал на тексты, в общем-то. Но, с другой стороны, у меня давно был интерес к «звучащему» слову, так скажем. Я в студенческие годы записывал тексты на диктофон: стихи, пьесы, прозу, учебники, мне это было интересно. Наверное, с этим есть какая-то связь. А видео появилось достаточно случайно. Был у нас проект - снимать кино. Мы решили, что месяц посвящаем тому, чтобы снимать кино. А через месяц должна быть выставка, где мы это показываем. Надо было что-то снять, и какое-то время у меня не было идей насчет кино, и я начал снимать стихи. Так появились первые ролики.
На кого-то ты равняешься, когда пишешь? Или просто собираешь это в какую-то программу?
В том-то и дело, что когда я пишу, я на поэзию особо не ориентируюсь. Мне интересен сам язык, и для меня это форма такая, и стихи у меня достаточно квадратные. Я писал сначала с помощью минимального количества слов: сто первых стихов были написаны с помощью ста слов, наверное. Потом долгое время у меня был один и тот же размер, повторяющиеся фигуры речи. И рифмы часто у меня одни и те же.
В общем, это не совсем поэтический проект. Может, задним числом это и можно назвать поэзией… Я даже не знаю, можно ли так назвать, но в общем-то я на стихи никак не ориентируюсь. И только не так давно я стал менять размер. Потом, когда меня уже определили поэтом, я стал писать тексты, более похожие на стихи, инерция какая-то появилась...
Получается, специального желания стать поэтом не было? Сначала появилось творчество, а потом – оно стало востребованным?
Желания стать поэтом не было точно. Другое дело, что я в детстве писал стихи. Но в детстве, я думаю, многие пишут стихи. Я писал где-то с семи до десяти-одиннадцати лет. Помню, я пошел в новую школу, мы переехали в Украину, и мама сказала учительнице, что я пишу стихи. И меня попросили прочесть что-нибудь перед классом. Или соседям, или новым знакомым… Меня это так задолбало, что я зарекся это делать. И потом неожиданно для себя самого, начал писать в двадцать девять лет.
Я к тому времени занимался разными искусствами… По образованию я музыкант, потом изучал литературу, изобразительное искусство. Всегда хотелось делать что-то самому, но долгое время ничего не выходило. А потом однажды весенним утром я написал стихотворение, получилось легко, и мне показалось, что я что-то нащупал, что я могу писать. И стал каждый день посвящать этому какое-то время.
А ощущение свободы на сцене дала музыка?
Ой, я на самом деле поначалу очень себя чувствовал скованно. Спасибо за комплимент, для меня это очень важно. Первые разы, когда я читал – было совершенно ужасно, по ощущениям. И видео в этом смысле было для меня отличным решением – я мог больше не читать на поэтических тусовках. Сейчас, после стольких выступлений, думаю, что я просто научился уже.
Появление афиш и рекламы на эту встречу с тобой в Харькове вызвало некоторый резонанс среди литературной тусовки. Это не признали поэзией. Тебя не пугает это?
Нет, я привык к этому. У меня с самого начала было разделение на два лагеря. Были люди, которым это нравилось, и были - наоборот. Наверное, с точки зрения поэзии, можно найти вагон упреков. Наверное, мне интересно что-то другое…
Какие-то альтернативные площадки, объединяющие разные формы и уровни поэзии, ты не пробовал для себя? Фестивали контр-культуры, слэмы литературные?
Я писал сначала просто – завел блог и выкладывал туда. Появились какие-то люди, которые комментировали. Потом получилось так, что я вошел в литературную тусовку, московскую, я тогда в Москве жил: один очень любимый мною поэт - Герман Лукомников, был куратором большого поэтического фестиваля, я там выступил впервые публично и был очень хорошо принят. Другое дело, что мне не очень нравятся слэмы, потому что там начинается спорт: оценки ставят, часто в поддержку своих, не особенно-то и слушают…
У тебя есть в творческих планах книга, аудиосборник или что-то другое?
У меня был dvd-диск небольшим тиражом с 33-мя роликами, хотя я их и так выкладываю в Интернет. Сейчас я стал записывать аудио и обнаружил, что получается что-то совсем другое, чем на видео, это мне интересно.
Не боишься, что литература и чтения – это в основном молодежное занятие и когда-то это изнутри прекратится?
Я этого никогда не боялся и не боюсь. У меня даже были попытки прекратить писательство, потому что мне не казалось это настоящим делом. Сейчас я понял, что это не так. А тогда я работал в Москве, добирался до места работы полтора часа – там и писал стихи. И мне иногда казалось, что за полтора часа я мог бы что-то почитать, о чём-то подумать – а за полтора часа пишется не так много. Один стих, иногда не очень удачный… Времени на всё, что мне интересно, не хватало. И однажды я бросил писать, но морально стал себя очень плохо чувствовать. И понял, что писать мне - необходимо. А если я займусь чем-то другим, и это будет давать мне такое же удовлетворение, то я - только с радостью.
В твоих стихах очень много бытовых тем, связанных с транспортом, с общением, отношениями между полами. Пишется о том, что видишь вокруг? Или это то, что сейчас попало в программу?Я думаю, что программа более-менее репрезентативна. Я всегда не особо знал, о чем писать. Писал о том, что вижу или ни о чём, о том, что не знаю, что писать, например.
Сложно быть поэтом? Есть административные сложности?
Я не занимаюсь организацией своих выступлений. Началось все с того, что меня пригласили три клуба в Питере. Или четыре… Я уже не помню, я там очень много читал в прошлом году. Или кто-то предлагает: давай я тебе концерт организую. Поэтому я, наверное, мало где и читал. В Украине - впервые, вчера - Днепропетровск, сегодня - Харьков, и скоро - еще два города.
Часть людей, показывающих свое творчество, не важно, поэты или музыканты, считают, что в этом есть ответственность. За культурный уровень общий, за влияние. На ком она – на читателе, слушателе, по-твоему?
Я думаю, что на авторе. А как она может быть на слушателе? Просто, когда я пишу текст, я знаю, что вот так я не могу написать или так... Я например часто пишу то, что нельзя вообще писать пустые строки, люблю, когда мысль опережает язык и возникает грамматическая ошибка...
Другой вопрос. Харьков успел посмотреть перед выступлением?
Я в Харькове был уже один раз. Но не выступал. Для меня была очень интересна встреча с Харьковом, потому что здесь жили выдающиеся люди. Например, Борис Михайлов, фотограф. А так, я мало пока где был. Большой город, в общем-то.
Как сейчас ты себя представляешь? «Меня зовут Владимир, я поэт»?
Я обычно не говорю, что я поэт. Скрываю.
Сейчас на выступление пришли люди, послушали, показали аплодисментами, что им понравилось. Каким бы ты хотел им запомниться?
Я не знаю. Мне кажется, у меня нет особого желания каким-то запомниться. Я не обделен вниманием и аплодисментами. Мне особо нечего желать в этом смысле. Я сам не знаю, как воспринимать то, что я делаю. Вот вчера в Днепропетровске мне сказали что «у меня - содержание, вот что многого стоит, а форма – это неважно».
А мне казалось, что мне интересна форма. Хорошо, что люди довольны, если было бы иначе, я бы, конечно, расстроился.
Беседовал: Александр "Дедушка Омотэ" Старшинов
Коментарів 1