В мире телевизионной реальности легко заблудиться, и зрителю и артисту, однако харьковчанка Марина Кехтер стала полуфиналисткой телешоу «Україна має талант». Она заслуженная артистка Автономной Республики Крым, магистр психологии; исполняет со сцены песни собственного сочинения. Ее сын известен в нашем городе как R&B-исполнитель Массимо.
Этническая немка, которая родилась в Казахстане, родным языком считает русский, а живет в Украине – Марина называет себя «космополитом, в хорошем смысле этого слова»:
Я родилась в Уральске, безусловно, что-то взяла оттуда. Казахстан мне дорог как родина, но уже 20 лет живу в Украине, очень люблю эту страну. У меня даже есть песня «Казахстан-Украина», где пою о двух своих родинах. Наличие многих культур дает возможность смотреть на жизнь немного иначе, чем люди, выросшие в одном этносе. У меня в характере есть и черты чисто русские, и немецкие… В разные дни у меня может быть разный почерк. Порой я как истинная немка аккуратно структурирую информацию, все делаю правильно. Потом надоедает, переключаюсь… И пошел «полный отрыв русской души», совершаю поступки, не вписывающиеся в правила. Создаю свои правила. Это интересно.
Как Вы оказались в Харькове?
Закончила институт, мне пообещали место на кафедре, я должна была продолжить научную работу. Но в последний момент мое место отдали какой-то преподавательской дочке. Меня это взбесило, ведь так несправедливо и нечестно.
Когда я сильно переживаю, у меня включается интуиция. Делаю какие-то вещи, зная, что так надо, а почему – сразу объяснить не могу. Я пришла домой выбирала город по атласу за шестой класс… Назло врагам сделала то, чего от меня никто не ждал: «вчера мы получили дипломы, сегодня я прилетела в Харьков». Вышла в аэропорту… Ни родных, ни знакомых. Первое место, куда отправилась, была гостиница возле аэропорта. Администратор меня увидела и говорит: «Деточка, ты, наверное, поступать прилетела… У нас очень дорогая гостиница. Я тебе сейчас подберу что-то более “человеческое”». Она мне помогла, подсказала другое место. Я сняла там номер на неделю.
Дальше брала телефонный справочник Харькова и обзванивала школы, дворцы культуры, ходила прослушиваться как хормейстер. Мне хотелось работать хормейстером. Работу я нашла, однажды зайдя в ДК «ХЭМЗ» со стороны конного рынка, думая, что это небольшой дворец культуры. Оказалось, там как раз нужен был хормейстер. Подноготную такого удивительного стечения обстоятельств узнала позже… У руководства произошел конфликт с известным тогда хормейстером Чулковым. Его уволили, и он увел за собой весь хор…
Мне сказали, девочка вы хотите работать хормейстером? Да, пожалуйста, мы Вас ждем. Надо же, подумала я, как здорово! Те, с кем я в Харькове общалась, удивились, такой большой дворец! Думаю, чего они его большим называют? Я неделю ходила на работу со стороны Конного рынка, думала, что работаю в маленьком клубе.
Так началась моя трудовая деятельность. Для меня хор и хормейстерство было каким-то «пунктом». Как-то, помню, разговаривала с коллегой, а она мне говорит: «Сейчас хочу зайти в магазин, выбрать шторки домой». Я думала, как хормейстер может думать про шторки! Он должен думать только о голосе и репертуаре!
Когда вы решили заняться сольной карьерой?
Я вышла замуж, родила ребенка… полностью «выгребла» весь пласт проблем женщин, связанных с дискриминацией всех уровней. Началась перестройка… Я понимала, что хочу сказать обо всем, но сказать так, чтобы меня услышали. В тот период как раз начался подъем шоу-бизнеса. Внимание миллионов было приковано к сцене. Думаю, что, может, это сподвигло меня на такую форму подачи информации. Я поняла, что хочу петь.
Стихи писала всю свою жизнь, в институте играла в самодеятельном театре. Мы пели, выступали. Я на сцене – сколько себя помню. Раньше было модно показывать детей по телевидению. Мы часто выезжали с детским садом на съемки, декламировали стихи в концертных залах. Выступать для меня – это что-то естественное.
Но выйти на профессиональную сцену после тридцати – далеко не праздник, это сложнее, чем когда тебя мама с папой за руку ведут, в тебя верят и хлопают в ладоши. Я шла против всех, за редким исключением. В основном, знакомые говорили: “ты посмотри на себя, кому ты нужна”. Теперь я говорю, ну и где вы, а где я!
Когда я приехала в Харьков, у меня был астматический бронхит и спайки на связках. Сегодня у меня ничего этого нет. Избавиться от болезни помогли занятия вокалом.
Социальный шансон – так вы однажды охарактеризовали стиль своей музыки. Объясните, пожалуйста, новый термин.
Слово «шансон», на мой взгляд, слишком нивелировано в нашем обществе, оно привязано к песне, описывающей тюремную жизнь. Но ведь шансон пришел из Франции. Это, прежде всего, песня с улицы, песня о жизни, разговор «от сердца к сердцу». У меня всегда была активная социальная позиция. Поэтому, ну, кто я? Наверное, социальный шансон, хотя мои песни написаны в очень разных стилях. Чуть-чуть даже рока есть...
Какую музыку предпочитаете слушать?
Очень нравятся современные подачи народной музыки. Безусловно, люблю классику. Считаю, дома Моцарт должен звучать, как молитва; его музыка чистит пространство, гармонизует его. Новинки эстрады слушаю реже. Раздражает заезженность тем. Радуюсь, если появляются новые молодые исполнители, несущие осмысленные тексты. В отношении музыки я всеядна. Как по мне, все, что дает пищу для ума и души, есть музыка.
Слушая Вашу песню «Сильная женщина», читая Ваши стихи, как, например: «Мариночка, Маринушка, ну что ж ты так…» Вспоминала строчки Цветаевой «Бог, не суди, ты не был женщиной на земле». У вас с ней одно на двоих имя. Вам близка Цветаева?
В советское время Цветаевой не было в школьной программе. Я «столкнулась» с ней уже в 18 лет. Благодаря Цветаевой я получила некий заряд злости, решила, что бы со мной не происходило, я не уйду так, как она. Дала ей слово.
Для меня Цветаева – не человек, живший когда-то. Она – то, что есть всегда… как явление природы. Даже не могу сказать, люблю я ее стихи или нет. Любите ли вы солнце?
О чем мечтаете?
О том, чтобы состоялся следующий виток моей карьеры. Сейчас я в основном работаю в России. Мечтаю, чтобы у моего сына состоялся его карьерный виток. Надеюсь, что все сложится…
Многие знают песню Марины Кехтер «Сильная женщина» – своего рода визитную карточку артистки. Сильная женщина как определение, по-моему, вполне соответствует ее жизненной позиции.
Мы не можем рассчитывать на истину: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Я говорю: «поступай с собой и относись к себе так, как ты хочешь, чтобы с тобой поступали другие». Быть удобными для всех означает, как правило, погубить себя. Это часто даже мешает окружающим. То, что слишком легко достается, не ценится.
У меня нет «больной головы», будто я некое уникальное существо. Я всегда говорю людям: каждый из вас сможет так же, это как минимум. Никто не может решить, есть ли у Вас талант, должны Вы это отдавать людям или нет, кроме Вас самих. Между вами и Богом не должно быть посредников. Только Вы и Он знаете, кто Вы.
Ольга КРАВЕЦ(Глущенко)