Последствия глобального кризиса становятся все более ощутимыми: европейские правительства ломают головы над вопросом: «Где можно сэкономить?» Не будет исключением и Украина. Ведь реалистичность бюджета-2010 у экспертов вызывает сомнения.
В бюджете на 2010 год правительство формально учло все требования Международного валютного фонда. Прежде всего это касается ограничения дефицита, который не должен превысить шести процентов. Однако переговоры о предоставлении кредита МВФ затягиваются. Среди причин называют опасения экспертов фонда в реалистичности показателей бюджета. В частности, рост поступлений в государственной смете оценивается в 28 процентов, что значительно превышает прогнозируемый рост экономики, замечает эксперт Немецкого общества технического сотрудничества (GTZ) Матиас Моргнер.Более того: налоговые поступления должны возрасти на 36 процентов, а поступления от налога с оборота почти в полтора раза.
Несмотря русскую скидку на газ, остается высоким риск увеличения дефицита госбюджета путем предоставления субсидий «Нафтогаза», необходимых для компенсации льгот населению. Также скрытый дефицит увеличивается за счет многомиллиардных государственных гарантий по кредитам на строительство инфраструктуры к ЕВРО-2012.
Учитывая средств на рекапитализацию банков, «дыра» в нынешнем смете Украины достигает свыше 87 миллиардов гривен. 10 миллиардов правительство надеется покрыть за счет продажи «Укртелекома», остальные - за счет внешних и внутренних заимствований.
Займы когда надо будет возвращать. Выплачивать кредиты легче при условии устойчивого экономического развития. Однако большинство заемных денег до сих пор расходовалась на финансирование социальных расходов (так называемых «защищенных статей», то есть зарплатам, пенсиям и др.), составляющие 95 процентов государственных расходов. Государственных инвестиций, которые стимулировали бы экономический рост, нет. Поэтому для сохранения финансовой стабильности без масштабных мероприятий сбережения не обойтись.Матиас Моргнер убежден, что бюджетные средства в Украине можно использовать значительно эффективнее. Немецкий эксперт, в частности, говорит о сомнительном качестве большинства государственных целевых программ, финансируемых из госбюджета. «Взять, к примеру, ряд программ Министерства здравоохранения, которые предусматривают закупку медикаментов для лечения тех или иных болезней. Эти «программы», собственно, программами не являются. Это просто статьи расходов. Ведь нет никаких индикаторов, которые определяли бы успешность этих «программ»: сколько людей удалось вылечить? Нет комплексного подхода к решению проблем, который предусматривал бы иные меры, кроме закупки медикаментов », - критикует Могнер.
По словам эксперта GTZ, количество таких общенациональных «программ» в Украине в последние годы возросла до более четырех сотен. Тогда как в других европейских странах их обычно не более нескольких десятков.
Матиас Моргнер отмечает, что сбережения государственных денег возможно и без урезания пенсий и зарплат учителям и военным. Для этого прежде всего надо сокращать неоправданные льготы многочисленным категориям населения. «Сокращение расходов должно начаться с привилегированных лиц, таких как высокие чиновники, которые получают очень неплохие пенсии и другие льготы. Кроме того, надо рационализировать систему предоставления льгот: один и тот же человек не имеет одновременно пользоваться несколькими привилегиями », - убежден Моргнер.