Харьковчане крайне недоверчивы к судам
Уровень доверия к судебной системе в украинском обществе настолько низкий, насколько высоким является уровень коррупции в этой же системе. 79% жителей Харьковской области в ходе опроса выразили недоверие судебной власти. Вообще в Украине только 5% граждан полностью доверяют судам - это самый
низкий показатель доверия среди государственных институтов.
Таким
оказался результат опроса, который проводился по заказу Центра
политико-правовых реформ в июле этого года компанией GFK Ukraine
(опросник разработан проектом USAID «Справедливое правосудие»). «Мы
исследуем запрос общества, то есть, тщательно изучаем, как оценивает
работу суда и других государственных органов обычный украинец. Важно знать отношение людей к реформам и преобразованиям, которые сегодня происходят в Украине. Потому что все изменения, тем более, изменения в Конституции должны
происходить при участии тех, для кого, собственно, они и осуществляются -
граждан Украины», - убеждена Юлия Кириченко, руководитель проектов по
вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ.
Центр
политико-правовых реформ (ЦППР) совместно с реанимационным Пакетом
Реформ (РПР) начинает всеукраинскую коммуникационную кампанию
«Конституция», цель которой привлечь обычных граждан к конституционным
изменениям. Проект будет реализовываться в 20 областях Украины, в том числе и в Харьковской области.
В
Украине долгое время формировался имидж, что Конституция - это книга
для очень умных, она едва не лучшая в мире, ею необходимо пользоваться в
исключительных случаях и вообще к обычному человеку это не имеет
никакого отношения. Граждане
касались страниц Основного Закона, в подавляющем большинстве в школьном
и студенческом возрасте накануне экзаменов по правоведению. Поэтому Конституция и реальная жизнь сейчас вроде находятся на разных орбитах. В качестве примера, - сегодняшняя «бесплатное» образование и медицина. Подобные пренебрежение привели к расцвету коррупции и непрофессионализма в органах государственной власти. И «почетное лидерство» здесь можно отдать судам, реформирование
которых одной из важнейших задач для будущего конституционного процесса.
«Процесс
реформирования судебной ветви власти продолжается уже второй год
подряд, однако существенных сдвигов пока не произошло. Граждане
требуют прежде всего, беспристрастных судей, которые придут на
должность по результатам открытого конкурса, ликвидации, наконец,
«телефонного права», когда по звонку принимаются панибратские решения,
одним словом - обеспечение выполнения ст. 55 Конституции Украины, в которой говорится, что права и свобода
гражданина защищаются судом », - отметил Владимир Шаповал, главный
эксперт группы конституционная реформа реанимационное пакета реформ,
председатель Центральной избирательной комиссии 2007-2013, судья
Конституционного Суда в отставке.
Эксперты
ЦППР и РПР считают, что лучше всего «перезагрузки» судебной ветви
власти должно состояться как это произошло с полицией. Многие
скептически воспринимал новых патрульных на улицах города, однако, они
смогли продемонстрировать служение народу и преданность делу. Патрульные оправдывают предоставленный им кредит доверия, тогда почему
нельзя такую модель использовать и в реформе судебной власти?
Собственно, реформа имеет несколько направлений. Она предусматривает обязательные внесении изменений в Конституцию. «Без изменений в Конституции судебная реформа не может состояться, поскольку невозможно ликвидировать политическое влияние на судей и привести на должности новых юристов», - подчеркнула Юлия Кириченко.
Во-первых необходимо исключить зависимость судейской карьеры от политической воли. Другими словами, политики (Президент, депутаты и т.д.) не должны вмешиваться в вопросы назначения-увольнения-переаттестации судейского корпуса. «Именно политическое влияние, которое сейчас наблюдается в системе не дает возможности гражданам надеяться на беспристрастность принятия судьями решений», - говорит г-жа Кириченко.
Во-вторых, необходим открытый конкурс на должности судей, в котором могут принять участие не только «старые» кадры, но и люди, до сих пор не принадлежали к судейскому аппарату. Конечно, такие кандидаты должны доказать надлежащий уровень знаний права, и убедить конкурсную комиссию в своих высоких моральных качествах. Изучению подлежит и происхождения состояния кандидата. При этом к конкурсу на должности судей высших судебных органов также нужно допускать кандидатов, которые ранее не работали в судебных органах, но честные и порядочными людьми.
В-третьих, предстоит обновление судейского корпуса. Для этого должна быть на уровне закона установлен механизм переназначения судей, который откроет путь честным юристам в должности судьи и очистит судебную власть от непрофессиональных и коррумпированных судей. Изменения в Переходных положений Конституции позволяют это урегулировать на законодательном уровне, что позволит вернуть доверие граждан к судьям.
В-четвертых, планируется введение института конституционной жалобы. Это дает возможность гражданам обращаться в Конституционный Суд по вопросам конституционности законов. На сегодня граждане такой возможности не имеют.
Собственно, реформа имеет несколько направлений. Она предусматривает обязательные внесении изменений в Конституцию. «Без изменений в Конституции судебная реформа не может состояться, поскольку невозможно ликвидировать политическое влияние на судей и привести на должности новых юристов», - подчеркнула Юлия Кириченко.
Во-первых необходимо исключить зависимость судейской карьеры от политической воли. Другими словами, политики (Президент, депутаты и т.д.) не должны вмешиваться в вопросы назначения-увольнения-переаттестации судейского корпуса. «Именно политическое влияние, которое сейчас наблюдается в системе не дает возможности гражданам надеяться на беспристрастность принятия судьями решений», - говорит г-жа Кириченко.
Во-вторых, необходим открытый конкурс на должности судей, в котором могут принять участие не только «старые» кадры, но и люди, до сих пор не принадлежали к судейскому аппарату. Конечно, такие кандидаты должны доказать надлежащий уровень знаний права, и убедить конкурсную комиссию в своих высоких моральных качествах. Изучению подлежит и происхождения состояния кандидата. При этом к конкурсу на должности судей высших судебных органов также нужно допускать кандидатов, которые ранее не работали в судебных органах, но честные и порядочными людьми.
В-третьих, предстоит обновление судейского корпуса. Для этого должна быть на уровне закона установлен механизм переназначения судей, который откроет путь честным юристам в должности судьи и очистит судебную власть от непрофессиональных и коррумпированных судей. Изменения в Переходных положений Конституции позволяют это урегулировать на законодательном уровне, что позволит вернуть доверие граждан к судьям.
В-четвертых, планируется введение института конституционной жалобы. Это дает возможность гражданам обращаться в Конституционный Суд по вопросам конституционности законов. На сегодня граждане такой возможности не имеют.
Эти
основные изменения должны обязательно быть прописаны в обновленной
Конституции и они смогут спасти и вернуть доверие граждан к судебной
ветви власти. В
общем, в судах и сегодня работает много порядочных людей, которые, к
сожалению, чувствуют себя «белыми воронами» учитывая истерзанную
коррупцией систему. Специалисты
ЦППР и РПР общаются с такими судьями, чувствуют их поддержку, что
придает уверенности в правильности выбранного пути.