Молодежь в Германии проявляет все меньше интереса к автомобилям и зачастую даже не хочет получать водительские права. Но если бы в машине был Интернет, тогда бы многое изменилось, считает немецкий эксперт.
Автомобиль долгие годы был в Германии символом статуса и достатка, давал чувство свободы и независимости. А потому, едва достигнув совершеннолетия, среднестатистический немец всегда стремился получить права и купить машину. На этом строилась и реклама автоконцернов. "Они всегда исходили из того, что отношение немца к автомобилю определяется какой-то биологической программой, вроде чувства голода", - шутит Штефан Братцель (Stefan Bratzel), руководитель научного центра в Бергиш-Гладбахе, исследующего автомобильный рынок.
Однако в конце 1990-х стало ясно, что ситуация принципиально изменилась, но автостроители этого не поняли или не заметили. Обнаружилось это при появлении Mercedes A-Klasse. Он был задуман как молодежный автомобиль, но одновременно вводящий человека в мир дорогих автомобилей "высшего" класса. Тем не менее, ни при его появлении, ни позже Mercedes A-Klasse молодых людей не заинтересовал. На нем ездят люди в основном пожилые, напоминает Братцель.
Более того, треть молодежи в Германии вообще автомобилями не интересуется и не связывает с ними понятие "стиль жизни". "Это не тот продукт, который вызывает у молодежи должную эмоциональную реакцию", - говорит эксперт.
Если в 1988 году молодые люди в возрасте 18-29 лет составляли 16,4 процента покупателей новых машин, то сегодня их стало на 10 процентов меньше. Еще показательнее данные о получении водительских прав. В 1998 году их получили 89 процентов молодых людей в возрасте 18-25 лет, сейчас - лишь 75 процентов.Роль, которую в жизни молодежи в 1980-х - начале 1990-х играл автомобиль, сейчас занимают iPhone и iPad, социальные сети. "Пользоваться Facebook теперь важнее, чем иметь автомобиль, - считает Братцель. - Общаться с друзьями в сети стало интереснее, чем ездить к ним на машине". К тому же все виды общественного транспорта стали ощутимо лучше, чем прежде. А найти место для парковки значительно сложнее: автобаны и городские улицы постоянно забиты. Важно и то, что цены на новые машины по сравнению с прежними, еще сравнительно недавними временами сильно выросли.
Эти тенденции заставляют профессора Братцеля всерьез задуматься о дальнейшем развитии автоиндустрии. Если в молодости автомобили не представляют интереса для большой группы молодых людей, то как понять, заинтересует ли он их в более зрелом возрасте? Это большая проблема для автопрома - спрогнозировать, как будут в ближайшие годы продаваться машины: ведь потребители готовы выкладывать большие деньги только за вещи, которые им важны и интересны. Необходимо думать о том, как сделать автомобиль привлекательнее, иначе он и вся отрасль могут оказаться невостребованными.
Перспективными в этом смысле считаются различные варианты проката, нередко организуемого фирмами-автопроизводителями. Наиболее популярен в Германии carsharing. При этом вы становитесь членом клуба, дающим за сравнительно небольшую плату возможность использовать автомобиль, когда он действительно нужен. Такой прокат машин себя не окупает, однако главная цель фирм-организаторов при этом не сам прокат, а "приручение" пользователя. Машина должна ему так понравиться, чтобы он захотел ее купить. На этом принципе в Берлине уже почти год действует система Mu by Peugeot, а на юге Германии система car2go, предоставляющая машины Smart.Но Штефан Братцель не склонен драматизировать тенденции развития на авторынке и считает, что все еще может измениться. Например, бурное развитие мобильного интернета, позволяющего дешево и легко общаться с кем угодно в пути, по его словам, поможет вернуть часть немецкой молодежи за руль автомобиля.