Использование краденого транспорта премиум-класса для украинских чиновников стало обычной практикой, а угон таких машин является бизнесом с годовым оборотом средств в десятки миллионов долларов.
После громкого скандала с "Мерседесом" министра юстиции Александра Лавриновича, журналисты издания "Фокус" выяснили, каким образом отечественным чиновникам удается безнаказанно и без зазрения совести пользоваться чужими автомобилями.
Так, по словам правозащитника Владимира Бойко, благодаря удобным законам чинуши не только ездят на угнанных на Западе машинах, но и с помощью подставных фирм и фиктивных аукционов реализуют их за откаты.
"Чиновники разных уровней заинтересованы в угоне и легализации на территории Украины дорогих машин, ведь они получают такие автомобили даром, или по заниженной цене покупают на аукционах", - сказал он.
Схема реализации похищенного автотранспорта достаточно проста. Машину, чаще всего VIP-класса, угоняют в Италии, Германии, Чехии или России. Вскоре транспорт обнаруживают на территории Украины без водителя, или задерживают при пересечении границы с поддельными документами.
После этого суд конфискует авто, а исполнительная служба или забирает его в пользу государства, или выставляет на аукцион. Там за откат оно по заниженной цене уходит нужному человеку.
Главной закономерностью четко наработанного механизма является то, что если в организованных государством торгах принимают участие близкие к чиновникам структуры, то стоимость машины занижают до смешной. Если же на аукцион попал независимый участник, стоимость иномарки взлетала до небес, и машина простаивала, рассказал бывший министр юстиции Роман Зварыч.
К автомобилям, которые были реализованы нужным людям по такой или похожей схеме, можно отнести похищенное в Германии Audi A6, на котором при президенте Ющенко катался зам-министра юстиции Николай Шупеня.
Еще один пример - угнанный в Чехии Renault Espace - вплоть до передачи законному владельцу эксплуатировала исполнительная служба Киевской области. Дальше - Mercedes Benz премиум-класса, на котором, несмотря на наличие законного хозяина, ездит один из начальников отдела Тернопольской прокуратуры.
По словам члена Европейской международной ассоциации детективов по розыску автотранспорта Стефана Решко, остановить подпольные схемы в Украине не смогут даже самые строгие законы.
"Для этого нужно одно - политическая воля власти. Но для этого ее представителям, как минимум, следует перестать пользоваться ворованным имуществом", - подытожил он.