«Метро будущего» : в 8 раз дешевле и в 10 раз быстрее
В Харьковском университете строительства и архитектуры над изобретением работали 5 лет. Как утверждает профессор кафедры урбанистики Валерий Гук, новый вид транспорта может избавить мегаполисы от пробок и вредных выхлопов, а обойдется он в 8 раз дешевле, чем метро.
Внешне «метро будущего» напоминает американские горки: прозрачная труба на высоте 6-9 метров над землей, внутри со скоростью от 100 до 500 км в час несутся кабинки с пассажирами. Каждая из них рассчитана на 4-6 человек. Кабинки следуют одна за другой с интервалом в 2 секунды.
Машиниста в таком «метро» нет: маршрут и скорость движения задают сами пассажиры – с помощью компьютера. Если не нужна та или иная остановка, ее можно проехать, независимо от того, остановилась ли впереди идущая кабина – ваша сама перестраивается в другую трубу, идущую параллельно.
– Остановки можно сделать даже внутри зданий, да и саму трубу тоже можно проложить не только над постройками, но и внутри них. К кабинам человек поднимается на лифте. Последний больше напоминает комнату, чтобы за один раз можно было поднять не меньше 20 человек. Вы вызываете кабинку, максимум через 10 мин она около вас. Задаете компьютеру маршрут движения – и отправляетесь. К примеру, расстояние от Киева до Харькова можно преодолеть всего лишь за час, а пересечь мегаполис – за 10-15 минут, – расхваливает свое изобретение профессор.
Пассажиры едут полулежа, чтобы выдержать давление, которое создается при скорости 500 км/час.
– В США сейчас работают над подобным проектом, но они хотят, чтобы скорость движения была вдвое больше – до 1000 км/час. Пассажир в таком случае должен ехать лежа и в специальном скафандре, – уточняет Валерий Иванович.
Быстро и недорого
Главное достоинство нового вида транспорта – скорость и комфорт, говорят в университете. Еще один плюс – экологичность: кабинки движутся с помощью электричества.
– Можно было бы пустить кабинки скорой помощи, грузовые или, например, для коммунальных служб – ведь эти машины сейчас стоят в пробках, в то время как их ждут люди! По сравнению с метро наш транспорт проигрывает лишь в количестве пассажиров, которое сможет перевозить. Если в подземке это 35–40 тысяч человек в час, то в нашем случае – 7-8 тысяч. Зато скорость у нас намного выше. Да и строительство километра воздушной трассы обойдется примерно в 15 млн грн, тогда как метро – в 8 раз дороже, – говорит Валерий Гук.
«Вы американский шпион!»
Идея «метро будущего» впервые пришла в голову харьковскому изобретателю Александру Мовчану. Впервые он озвучил ее еще в 1969-м. Тогда молодой человек добился приема у зампредседателя Госплана СССР.
– Академик посмотрел мои чертежи, выслушал и вдруг говорит: ты провокатор! Я сначала не понял. А он мне: ведь в эту трубу американский шпион может залезть, значит, ты с ним заодно! После этого меня долго вызывали по всяким инстанциям. А поскольку в моей семье были репрессированные «враги народа», интерес ко мне был повышенный. – вспоминает Александр Сергеевич.
Пять лет назад он со своими чертежами пришел в университет строительства и архитектуры. Здесь сделали расчеты и пришли к выводу, что кабинки в прозрачных трубах – вовсе не фантастика.
«Небесные рельсы» уже были
Впервые проложить рельсы по воздуху предложили в Петербурге еще в 1893 году. Тогда в северной столице России был сделан опытный образец такого пути на высоте 6 метров над землей. Длиной он был в три версты, по рельсам пустили вагон со скоростью около 50 км/час. Но в Питере тогда было всего около трехсот тысяч жителей, к тому же как раз в это время там пустили первый электрический трамвай. Необходимости в «подвесной дороге» не было, поэтому революционный транспорт и не прижился.
– Это неудивительно. В Москве, где было примерно такое же население, в это самое время отказались от строительства метро. Дума посчитала, что слишком дорогой транспорт при небольшом количестве жителей останется невостребованным и не окупится. Метро в Москве построили только в 1937-м, когда москвичей уже было 3 млн, и тогда это было оправдано, – рассказывает Валерий Гук.
Идею «небесного трамвая», которая не прижилась в Питере, через десяток лет все же воплотили в жизнь, но уже в Германии, во Франкфурте-на-Майне, где этот вид транспорта работает до сих пор. После Второй мировой войны рельсы по воздуху пустили в Америке, Италии, Бельгии, Японии и Китае.
– Такие воздушные пути прокладывают во многих странах мира. В Европе таким образом пытаются сохранить исторический облик старых городов. Правда, нигде в мире уже нет трамваев, какие ходят у нас – везде это скоростные бесшумные легкие рельсы, – объясняет профессор.
Идея движения по трубам тоже не нова, замечает он. Трубопроводный транспорт существует давно – правда, пока его используют только как почтовый. Современная пневматическая почта с успехом работает сейчас в Берлине, Белграде, Париже, Бухаресте, Нью-Йорке и других городах, правда, в странах СНГ о таком пока только мечтают. (У нас на ряде производств, например в издательском деле, пневмопочта использовалась давно. Но на технологической базе первой половины ХХ века. – Ред.).
С идеей построить «метро будущего» харьковские изобретатели уже обращались и к местным властям, и к мэру Киева, и в Кабмин – пока нигде она не нашла отклика. Тем временем, купить патент у харьковчан сейчас хочет Венесуэла.
– Мы пока не соглашаемся. Все же хочется, чтобы сначала такой вид транспорта появился в Украине, – говорит Александр Мовчан.
Между тем
Вместо гаражей – соты
Одна из последних разработок харьковских изобретателей – парковки-соты. Выглядит она, как многоэтажный дом, собирается как конструктор. Автомобиль подъезжает к парковке, специальный лифт поднимает его к свободной ячейке, а когда нужно – таким же образом спускает вниз. Каждая парковка может вмещать до 400 машин, стоимость такой – около 10 млн грн.
– Главное достоинство наших сот – их можно строить даже на самых узких улочках. Ведь на 18 кв. метрах спокойно поместятся 400 автомобилей! В любой момент парковку можно перевезти из одной точки города в другую. Таким образом можно существенно разгрузить центры мегаполисов.
Автор: Наталья ГОНЧАРОВА
Источник: Газета по-харьковски