Обаятельные мерзавцы и невинные жертвы. Трагедия Шекспира "Король Лир". Премьера
22 апреля прошел допремьерный показ трагедии Шекспира "Король Лир", поставленный Харьковским государственным академическим театром кукол имени В.А.Афанасьева. В течение трех часов актеры демонстрировали высочайшее мастерство, выкладываясь на все сто.
Сюжет неоднозначен, как все трагедии классика. Король Лир передает свою власть тем родственникам, которые сумеют быть убедительнее в проявлении своей к нему любви. Поделил свое королевство между двумя дочерьми, а младшую прогнал - не так похвалила. У верного вассала, Глостера, двое сыновей, на которых он рассчитывал. Но один оклеветал другого, сам Глостер был ослеплен и изгнан собственным сыном. Король Лир был изгнан своим дочерьми, сошел с ума от горя и одиночества, и вместе с верным шутом, графом Кентом и слепым Глостером был вынужден бродяжничать. Ну и так далее, все чернее и чернее...
Учтено было все до мелочей - тягучая средневековая музыка, декорации, тусклая цветовая гамма, что определенно помогало окунуться в мрачную атмосферу средневековья. Световое пятно на сцене выделяло небольшую группу людей, обнажая их страсти и тайные замыслы, что делало их выпуклыми, отчетливыми, страшными. Позади - тьма, и некуда деться от самого себя.
Король Лир метался по сцене, демонстрируя крайнюю степень отчаяния, спасенный от горя лишь собственным безумием. Глядя на него, зритель невольно сравнивал сегодняшние проблемы человечества с проблемами семьи короля: не секрет - часто дети предают родителей из корысти... Сестры готовы перегрызть друг другу горло из-за любовника... А каков мерзавец получился из сына Глостера... Перерождение было ошеломляющим!
На маленькой сценической площадке зритель видел и себя, и своих знакомых в световом пятне. Режиссеру удалось шаг за шагом показать, как из покорного, слабого, неуверенного Эдмонда, побочного сына Глостера родился мерзавец. В начале пьесы - это доверчивое лицо с распахнутыми глазами, которое неуверенно вопрошало в зал - как быть, если ты незаконнорожденный и хочешь не половину любви отца, а всю ее? Мы видим муки совести - да, он страдал из-за своего решения - но все равно оболгал своего брата Эдгара и выгнал из дома. Потом, когда пришлось убить мужа любовницы - старшей дочери короля Гонерильи - мы видим уже совсем другого человека - негодяя, но какой это обаятельный негодяй! Взгляд - уверенный, осанка - прямая, он обладает убийственным шармом! Как настоящий герой-любовник, Эдмонд соблазняет обеих сестер! И только перед смертью, заколотый братом в отместку за отца, он пребражается и становится самим собой. И принимает смерть достойно.
Этот персонаж трагедии показался мне наиболее ярким. Заставил задуматься - сколько в человеке всего намешано! В зависимости от обстоятельств мы меняем окраску и убеждения, друзей и врагов, не подозревая, какую цену придется заплатить за выбор. А выбор всегда остается. Человек всегда знает - хорошо или плохо то, что он делает. Доброта, преданность, честность, невинность?.. Не всегда ценится, не всегда бывает замечена. Как говорится, у невинности нет сил сопротивляться злу, но она может творить добро.
Так и здесь. Преданность отцу младшей дочери привела ее к гибели. Напрасна ли ее смерть? Жила бы себе в безопасной Франции, жалела бы отца издали. Так нет же - вернулась и погибла. Одарив напоследок отца искоркой любви.
Трагедии Шекспира - это всеобщее разрушение и гибель. Здесь добро не побеждает. Гнетущее ощущение после просмотра не покидало меня долго, и выводов делать не хотелось. А значит, цель спектакля была достигнута - расшевелить сердце зрителя, заставить его страдать и плакать. И провести ревизию собственной совести.
Cегодня, 23 апреля, в 18:00 Театр кукол подарит харьковскому зрителю свою грандиозную работу.
Режиссер-постановщик - заслуженная артистка АРК О.Дмитриева; художник-постановщик - Н.Денисова. В оформлении спектакля использована авторская работа М.Николаева «Конь».
Ольга АННЕНКОВА