Александр Король и его выставка-акция «Тарковские сны»
Выставка посвящена одному из самых интересных российских кинорежиссеров ХХ века, родоначальнику советского интеллектуального кино – Андрею Тарковскому, который стал легендой еще при жизни, им восхищались Феллини, Бергман, любой режиссер и любой зритель. Он стал кумиром для всего мира, изгоем для родной страны. И просто человеком с неповторимым взглядом на мир, «человеком, который увидел Ангела», как гласит надпись на его могиле.
…От исповеди к проповеди, от проповеди к жертве. Основные этапные темы творчества Тарковского…
«Андрей Тарковский, как художник, мне всегда был интересен. А темы и идеи, высказанные в его фильмах, будут актуальны столько, сколько будет актуален человек. Он добился того, что особый, замедленный темп его произведений, насыщенность внутрикадрового пространства (пейзажи, портреты, обилие значимых деталей), актерские и авторские монологи, цветовые нюансы и другие выразительные средства киноязыка стали для зрителя заведомо важнее сюжетной интриги его фильмов. Важно, однако, что для Тарковского форма практически всегда являлась проекцией его авторской идеи.
Так как Тарковский часто экранизировал свои сны, по его же высказыванию, свои фильмы он снимал о себе или о глубоко пережитом, прочувствованном. Работал художником постановщиком. Поэтому для его портрета я взял киноцитаты из его фильмов. Элементы случайны, но среди них можно рассмотреть икону, ассоциация «Страсти по Андрею», автомат, «Иваново детство», … Он любил использовать разные фактуры, особенно дерево, любимые воспоминания о старом дедовском доме. Тарковский самодостаточен в кино. Поэтому портрет помещён в раму, но разъединенную, что бы не было ощущения абсолютной замкнутости.
Возможно «Посвящение Тарковскому» не совсем соответствующее название, так как самого Тарковского я лично и не знал. Да и само слово «по-Священие» с третьим вариантом экспозиции будет вызывать некий эффект создания алтаря, кумира. А создание нового культа личности ни коим образом я не ставил себе за цель.
Простое, тривиальное название портрета «Тарковский» или «Андрей Тарковский» ассоциативно более связано с его творчеством, нежели с ним самим. Что, по-моему, наиболее подходит к данной теме.»
Александр Король