Королевские игры в Харьковском театре кукол
В апреле Харьковский государственный академический театр кукол им. В.А.Афанасьева порадовал нас премьерой шекспировского «Короля Лира». После премьеры за кулисами театра состоялось обсуждение увиденного и задуманного с режиссером-постановщиком Оксаной Дмитриевой.
В спектакле участвует необычный персонаж — огромный деревянный конь, на котором восседает король. У меня сразу возникли аллюзии: «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король...», но не на крыльце, а на коне, причем конь — троянский. Вокруг него начинаются игры во власть, в любовь, в войну.
— Да, вся наша жизнь игра. Мы ведь и в повседневной жизни постоянно играем и примеряем на себя какие-то маски. И вся трагедия начинается с игры Лира. Мы когда придумывали спектакль, то назвали его «Театр Лира». Это жестокий театр, король пытается своей игрой унизить окружающих, на коне ему ничего не страшно, он живет так, как будто завтра никогда не наступит. Поэтому может позволять себе все, что угодно.
У Козинцева Лир — благородный король, философ и жертва, у вас он очень жестокий человек, он резко отличается от того, к которому мы привыкли. Он больше похож на Генриха VIII. И Рубинский буквально срывает маску с привычного образа Лира.
— Сидя на этом громадном коне власти Лир давно перестал испытывать страх, стыд, угрызения совести — те сложные чувства, которые испытывают обыкновенные люди. Он их не помнит. Проходя сложный путь вниз, испытывая на собственной шкуре, на собственной душе все сложные чувства простого человека, он возвращается к самому себе, в изначальное человеческое состояние.
Власть лишает его адекватного понимания мира, он не может понять, кто его любит, а кто нет, и он делает огромную ошибку, которая в принципе ему нужна, чтобы вернуться к человеку?
— Абсолютно верно, чтобы стать опять человеком.
Лир и в любовь играет. А Корделия (А.Грунская), чтобы доказать свою любовь, начинает играть в войну, в солдатиков. И это ее ошибка?
— Тут сказывается ее детское незнание, что война — это срашно. Она жонглирует мячами, а ведь на самом деле — это пушечные ядра. Но она не знает, к чему эта игра может привести, и чтобы защитить отца, начинает войну.
Вы делаете акцент на отдельных фразах, которые герои повторяют по нескольку раз. Зачем?
— Чтобы понять суть героя, ту основную мысль, которая сейчас тревожит его. У Корделии это — «Я иду войну не ради славы, а ради любви». Гонерилья (Т.Тумасянц) повторяет: «Если б не забота о благе государства...»
Эта фраза звучит до боли знакомо, она буквально вырвана из уст современных политиков!
— Да, но ведь Гонерилья говорит, как бы защищаясь этой фразой.
И еще одна фраза запомнилась – это фраза короля Лира о том, что нет виновных.
— Лир прошел свои круги падения, унижения, понимания, что возврата нет. А те картинки бури, это картинки, возникающие в его сознании — это анализ, почему так получилось. Ведь его дети стали такими из-за недостатка его любви. И у него возникает чувство вины.
Значит, виновные есть и они наказаны, даже Корделия, которая любовь доказывает войной. Почему вы делаете виновными всех?
— Я не могу относиться с нелюбовью ни к Гонерилье, ни к Регане (Н.Грановская), мне их по-человечески жаль. Они попали в страшную игру с властью, и она их поломала, они — жертвы. И для того, чтобы выжить, они совершают череду преступлений и уже не могут остановиться, машина запущена, этот «троянский» конь разломался и выпустил демонов.
Но ведь власть это не вседозволенность, а ответственность? Король Лир безответственно раздает свою власть, ему все равно, кто придет после него.
— А он играет, он решил, что не будет никаких последствий. И получил грандиозное возмездие.
У вас актеры работают со всеми предметами-символами, которые возможны на сцене. И всё в движении.
— Но ведь и мир очень подвижен, он все время меняется. И на сцене ни одной лишней детали быть не может.
Меня поразило использование прозаичного корыта. Кент (А.Коваль) с его помощью изображает гром, а потом в это корыто, раздевшись по пояс, садится король Лир, и тут понимаешь: а король-то — голый!
— Да, и в конце круг замкнулся. Конь возродился, на нем новый король, и все по новой...
Беседовала Наталья КОГАН- Наталья Коган
- 0
- 1 444