«Творчество должно быть во всем!» Анна Свириденко
Разговор с дизайнером Анной Свириденко начался в художественой галерее «Маэстро», а закончился с Харьковской Музее природы. В выставках авторской куклы Анна участвует каждый год. В этом году она примкнула к новому для нее течению Тэдди-арта и выставила игрушечных мишек, выполненых в технике сухого валяния шерсти. Но это одно из многочисленных хобби, а основная работа у Анны Свириденко – заведующая художественно-реставрационной мастерской Музея природы.
«Я в научном учреждении умудряюсь заниматься творчеством, – рассказала Анна. – И хотя основная моя работа – это обычные информационные стенды,– каждый из стендов несет в себе и интересную научную информацию, и художетвенно-дизайнерское решение. Более сложная работа – витрины и диарамы. Первая моя диарама «Черный курильщик» открыла для меня таинственный глубоководный мир океанов. Я многое узнала о подводных вулканах-курильщиках, сделала макет батискафа. Когда я оформляла зал со слонами, я научилась различать африканского слона от индийского, а подготовка стенда об эволюции слонов сделала меня профи в этой области».
Мы ходили с Анной по залам музея от одного стенда к другому, от одной экспозиции к другой, и мне бросилось в глаза, что она чувствует себя здесь как дома. «Дело в том, что я потомственный музейщик. Моя мама работала тут, когда я родилась. Мама – биолог, папа – таксидермист. Здесь много чучел, которые делал мой отец. Тогда у них жизнь была вообще интересная, они ездили в экспедиции, за моржами. Я помню, как ходила в Музей на Новогодние детские елки».
Когда мы проходим мимо диарам с фламинго, страусами, львами и леопардами, Анна рассказывает, как нужно было тщательно подбирать каждую деталь в оформлении: «Все это надо придумать, покрасить, подобрать растения, покрасить носик птичке или хвостик. Одна сотрудница-ботаник ездила в Австралию и привезла нам настоящий австралийский эвкалипт. Он так пахнет! Мы расправляли веточки, кучерявили каждый листик, клеили. Песок – это на самом деле не песок, это очень мелкая стружка. Обидно, когда пишешь фон, а его не видно, надо заглядывать, наклоняться, чтобы увидеть эту травку, папоротник». И мы наклоняемся и заглядываем.
Идем дальше.
Подходим к любимой экспозиции «Летные и спортивные голуби». «Раньше здесь была просто витрина с двадцатью чучелами голубей. Что надо было сделать, чтобы разместить всех голубей? Отсюда возник целый сюжет: крыши города, флюгер, голубятня, окошко, в котором горит свет, на подоконнике сидит кошка и алчным взором глядит на птиц. Кстати, помет голубиный пришлось самой делать, художественно, биологи запретили натуральный помет помещать, потому что в нем могут завестись разные насекомые».
В конце своеобразной экскурсии заходим собственно в мастерскую. «Вот моя последняя работа. Это для геологов – Земной шар. Надо показать шельфы континетов, геологическое устройство планеты, горы, все рельефы, потом покрасить все нужными геологам цветами. Это у меня долгострой. Очень часто я отвлекаюсь на что-то другое: то планшет, то стенд надо сделать, то клювик покрасить, то листик приклеить».
– Аня, а что вам как художнику дает работа в Музее природы?
– Все течения, все линии в искусстве создала природа: рококо – закрученный моллюск, модерн – стрекоза, павлин, бабочки. А цветы и цвета! Многие классические краски так и называются: васильковая, чайная рода, салатовая. Все, что дала природа, это принимает и перенимает искусство. Как-то в природе все пропорционально и гармонично, особенно, у бабочек. Конечно, это влияет, вкус развивает. Многое в природе не увидишь, а в музее я многое узнаю о тех животных, которых я никогда не увижу. На мое творчество эта работа сильно влияет.
Например, я увлеклась венецианскими масками и оформила их бабочками. А на Новый год я принесла в Музей эти маски, и все надели их. Мы все уже давно знаем друг друга, а в масках люди поменялись, настроение поднялось, сюжет завязался. У меня полмузея осваивают технику сухого валяния шерсти, которую я использовала для игрушечных мишек, а тут мы делаем овощи с фруктами. Творчество должно быть во всем!
Беседовала: Наталья Коган
Фото автора