Уровень теневой экономики – более 30% объема валового внутреннего продукта
На прошедшей сессии Харьковского областного совета были подведены итоги исполнения областного бюджета за 2009 год. О результатах деятельности ушедшей администрации депутатам рассказала глава комиссии по вопросам бюджета Людмила Немыкина. После сессии она дала интервью корреспонденту сайта.
– Людмила Петровна, известно, что около 80% денег поступает в местные бюджеты от налога с доходов физических лиц. В ушедшем году план по сборам этого налога был выполнен на 104,2% (619636,6 тыс. грн). Как это получилось при нынешнем плачевном состоянии экономики?
– Вопрос правильный. Дело в том, что субъективным фактором перевыполнения данной статьи является тот факт, что на протяжении 2009 года средняя заработная плата одного штатного сотрудника на территории области составила 1804 грн. Это на 7,4% больше, чем аналогичный показатель 2008 года. Отсюда и вышеуказанные проценты. Но важно другое – по факту люди от этого повышения, которое можно назвать декларативным, особого облегчения жизни не получили. Ведь цены на продукты питания, товары первой необходимости выросли в два, иногда в три раза. Не надо забывать, что при этом падение темпов роста номинальной зарплаты составил 6,3%, а индекс инфляции – 12,3%.
– Продолжая тему экономики и налогов, хочу спросить Вас о нереализованных возможностях для пополнения бюджета. Прежде всего, о долгах по зарплате, скрытой инфляции, «зарплате в конвертах».
– Да, бюджет денег недополучил. Задолженность по зарплате по состоянию на январь 2010 года составила 119,5 млн. грн.104,0 млн. грн. приходится на экономически активные предприятия. При этом потери бюджета от этого составили 32,4 млн. грн., из них четверть - в областной бюджет. Есть, конечно же, и скрытая форма безработицы, и теневая занятость. Вообще-то уровень теневой экономики, рассчитанный с использованием нескольких методик, вырос до 3-х процентных пунктов и достиг, по сравнению с 2001 годом, наихудшего результата – более 30% объема валового внутреннего продукта. Так, согласно статистическим данным, около 10,5 тысяч штатных работников находились в административных отпусках, а 126 тысяч - в режиме сокращенного рабочего дня. На протяжении 2009 года территориальной комиссией по легализации рабочих мест обследовано более семи тысяч субъектов предпринимательской деятельности, основная часть которых занимается торговлей. Выявлено 2 тысячи случаев неофициальных трудовых отношений. В результате 1,5 тысячи человек уже получили работу на постоянной основе, а бюджет – возможность увеличения поступлений от налога с доходов физических лиц. При этом дополнительно начислено 282,9 млн. грн. заработной платы, а дополнительные поступления в бюджет составили 16,9 млн. грн.
– Второй бюджетообразующий источник – плата за землю. В 2009 году план выполнен на 109,4 %. Что можете сказать по этому пункту?
– В 2009 году в бюджет области по этому источнику в бюджет области поступило 134 276,5 тыс. грн. Резервы для увеличения поступлений в бюджет есть и здесь. К сожалению, остаются неурегулированными земельные отношения на законодательном уровне. Инвентаризация земель населенных пунктов проведена лишь на 35,6% процентах площадей, а земель несельскохозяйственного назначения - только на 30%. Аналогичная ситуация наблюдается и с проведением денежной оценки земли. Остается актуальной проблема приведения договоров аренды земли в соответствие с нормами действующего законодательства. Как результат заниженной арендной платы за землю – потери более 50 млн. грн. в год.
– Людмила Петровна! А что вы можете сказать о достаточности финансирования из бюджета, например, различных областных программ?
– Анализ расходной части свидетельствует о ее невыполнении и недофининсировании значительных сумм, утвержденных в бюджете. И в первую очередь, в связи с тем, что в декабре 2009 года, в нарушении ст.51, 78 Бюджетного Кодекса Украины, по распоряжению КМУ, на счетах Госказначейства остались не исполненными 6,5 тысяч. платежных поручений на общую сумму более 30,0 млн. грн. А в целом расходы общего фонда областного бюджета исполнены на 98,6%. Недоиспользование составило 34,3 млн. грн. Так по народному образованию недоиспользовано 4 млн. грн., здравоохранению-8,6 млн. грн., соцзащите и соцобеспечению – около 600 тыс. грн., культуре – 1,2 млн. грн. При этом средства недоиспользованы не только по расходам на хозяйственные нужды, капитальные ремонты, но и по защищенным статьям – заработная плата, питание, медикаменты и особенно по электроэнергии. А ведь в 2009 году облсовет 10 раз вносил изменения в бюджет, перераспределял бюджетные средства в связи с экономией по энергоносителям. Причины явно кроются либо в неправильном планировании, либо в недоработках руководителей бюджетных учреждений.
– А что можно сказать по финансированию общегосударственных программ?
– Надо заметить, что в 2009 году Харьковская область была обделена инвестиционными субвенциями из госбюджета. В 2008 году на социально-экономическое развитие области было выделено 164,6 млн. грн. В 2009 году, в рамках государственной программы, было профинансировано только строительство метрополитена. И больше ничего. А в целом государственные программы, которые действуют в Харьковской области, либо профинансированы не в полном объеме, либо не финансируются вообще. Ни одной копейки не было предусмотрено в прошлом году в общегосударственной программе «Школьный автобус», а при всей скудности областного бюджета на приобретение школьных автобусов было выделено 1520 тыс. грн. Целевая программа подготовки и проведения в Харьковской области матчей чемпионата Европы 2012 по футболу за счет средств государственного бюджета осталась недофинансированной более чем на 400 млн. грн. Недофинансировал Госбюджет и программу строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог общего пользования в сумме 89 млн. грн. Остались только на бумаге программы развития и реформирования жилищно-комунального хозяйства, программа «Питьевая вода» и целый ряд других программ, в том числе и по поддержке сельхозпроизводителей.
1 млрд. грн. 124 млн. грн. предусмотрено было в бюджете 2009 субвенций из госбюджета. Фактически поступило 1 млрд.105 млн. грн., недофинансирование составило – 19 млн. грн. При этом возвратить в госбюджет пришлось 4,5 млн. грн. Возвращены были деньги по субсидиям населению на оплату електроенергии, природного газа и услуг тепло- и водоснабжения в сумме 609,7 тыс. грн; на предоставление льгот ветеранам по услугам связи и другим, предусмотренных законодательством льгот в сумме 149,3 тыс. грн., а также 2642,9 тыс. грн. на финансирование мер по предотвращению распространения и лечения гриппа А/Н1/N1. Все эти деньги , к сожалению, поступили в конце последнего рабочего дня года. И потому они не могли быть использованы в принципе.
– Так зачем их вообще посылали? Для «галочки» разве что?
– Может быть и так.
Георгий Геращенко