Харьковские заводы: оптом и в розницу
Распродажа имущества харьковских заводов-гигантов стала единственным способом наскрести на зарплату своим сотрудникам.
На сегодня это едва ли не единственный выход в состоянии тотального безденежья на заводе им. Шевченко. И это не единственное предприятие Харькова, которому довелось устраивать распродажу былой мощи частным лицам.
Громко о распродаже на заводе им. Шевченко, где выпускают электронику для военной техники, медицины, заговорили лишь в прошлом году. Объясняли это так: мол, завод в стадии санации, некоторые помещения, станки простаивают. Аукцион проводят на территории завода. Среди объектов - автомобили стоимостью от 3 тыс. и до 45 тыс. грн. и в возрасте 12-36 лет (ГАЗы, УАЗы, автобус «Икарус» и другие); пансионат в Старом Салтове на 50 мест за 800 тыс. грн., 1-8-этажные здания - от 200 тыс. и до 12, 5 млн грн., и, конечно же, станки, которым от 16 до 58 лет - ценовые пределы такие же, как и у автомобилей.
На днях на заводе с молотка ушло 14 объектов, в основном, недвижимость, на ней предприятие «заработало» 6,8 млн грн. «Как только деньги попадут на расчетный счет, начнется выплата зарплаты», - пояснил управляющий санацией завода им. Шевченко Александр Байдацкий. Заводчанам здесь задолжали больше 26 млн грн.
На заводе Малышева, не взирая на то, что предприятие - оборонное и стратегически важное, тоже были распродажи. «С начала 2000-х были проданы цех №175, в котором собирали ходовые танка Т-80, его выкупил завод им. Фрунзе. В бывшем клубе «Юность» сейчас Торгово-промышленная палата, а главный магазин завода превратился в склады супермаркета, в здании бывшего учебного корпуса - «Харьковоблэнерго», была продана и база отдыха в Старом Салтове, а в центральной столовой - отделение банка», - говорит работница завода Людмила. Рядовые сотрудники понятия не имеют, куда ушли вырученные за имущество средства. От долгов по зарплате завод не может избавиться минимум 3 года. Рабочим (на 15 апреля) были должны 24 млн грн. Около двух месяцев назад предприятие сменило руководство и вот уже год как переживает постоянные проверки КРУ и прокуратуры. Но наряду с этим завод им. Малышева активно производит военную технику (БТРы) и имеет крупные заказы.
Гигантский электромеханический завод (его цеха тянулись вдоль Московского пр-та от пл. Восстания до ст. «Московский пр-т») начал распродажу в средине 90-х. На месте испытательной станции №1 в СССР сейчас - торговый центр. Там, где трудились над оборудованием для энергетической, металлургической промышленности, теперь производят вермишель быстрого приготовления, продают одежду и обувь, ДК ХЭМЗ - занят офисами и торговыми площадями. «Продали практически все и продолжают это делать. Сейчас идет речь о цехе А-7, там хотят запускать производство. Ну, хоть у людей работа будет», - говорит председатель профсоюза завода Зинаида Стрелец. Рабочим ХЭМЗа должны 5,3 млн грн.
В областном объединении профсоюзов упадок промгигантов объясняют просто: руководство не смогло справиться с переформатированием производства, конкуренцией на рынке. «Сейчас работа на космос, оборонку не нужна в таких объемах, как раньше. Вместо того, чтобы осваивать новую продукцию, закупать спецоборудование, на предприятиях просто разрушали все», — говорит зампредседателя объединения Анатолий Шевчук.
Устоять удалось не многим, среди «выживших» — заводы ФЭД, «Турбоатом», «Электротяжмаш». К их числу можно отнести и авиационный завод, который, хотя и накопил почти 30 млн зарплатных долгов, имуществом по-крупному все же не торговал. Как рассказали нам на ХАЗе, в средине 2000-х было продано лишь здание кафе на углу Сумской и Совнаркомовской.
СЕГОДНЯ
- Ольга Анненкова
- 0
- 1 820