Физмат лицей: как стать отличником
Когда источник страсти — точные науки
Стипендиатка харьковского городского головы, победительница многих всеукраинских олимпиад и конкурсов по физике 10-классница Алена Булычова увлеклась физикой в 3-м классе: уговорила отца записать ее на «детский» спецкурс по физике при университете им. В.Н. Каразина.
— Физика мне очень нравится: можно экспериментировать, делать выводы и гордиться ими. Хотя это безграничная наука: ее можно изучать всю жизнь и не знать ничего. В этом есть какая-то доля волшебства, — просыпается в целеустремленной Алене мечтательный ребенок.
Алена уделяет физике две трети свободного времени, нередко в ущерб прогулкам. Девочка говорит, что «гуляет» в основном по маршруту «лицей-дом», возвращаясь с занятий — выбирает более длинный путь.
А пятнадцатилетний Игорь Гарагатый признается, что желание заниматься математикой возникло, когда он уже пришел в лицей. Здесь же появились и серьезные «регалии»: победы во Всеукраинской олимпиаде по математике, в конкурсах МАН в секции информационных технологий и «Ученик 2008 года» в номинации «Интеллектуал года». Игорь тоже уверяет: заниматься для него совсем не утомительно.
Победительницу всеукраинских олимпиад по математике и призера конкурса исследовательских работ МАН 11-классницу Настю Лысакевич «заразили» точными науками тоже в лицее. Увлекли нестандартными задачами на олимпиаде по математике совсем не школьным уровнем программы. Настя не дает себе спуску даже во время каникул: занимается по три часа в день.
Секрет в домашнем задании
Имена выпускников 27-го физматлицея известны всему миру. Здесь учились многие будущие академики, доктора и кандидаты наук и даже политики: профессор, академик НАН Украины Владимир Семиноженко, член-корреспондент НАН Украины, лауреат Филдсовской премии по математике Владимир Дринфельд, двукратная чемпионка мира по стоклеточным шашкам Ольга Левина…
— У нас учатся не только одаренные в математике и физике дети: есть просто разносторонние или способные ученики, которые стремятся учиться лучше. Просто вся наша работа построена так, чтобы ребенок не потерял интереса к учебе, — говорит директор лицея № 27 Юлия Еременко. — Причем достигается это элементарно: путем задания и проверки домашних заданий. Как ни странно это звучит, обычная школьная работа: задано — выучено — проверено дает свои результаты.
И все же Юлия Еременко скромничает. Процесс обучения в лицее эксклюзивный: все программы, учебный план, учебники и пособия — авторские. Уроков физики и математики здесь больше, чем в других школах (в 5–6-х классах, например — по 6 уроков математики в неделю вместо 4-х), при этом по непрофильным предметам уроков не меньше, чем в обычных школах.
— Такая система дает результаты, — говорит директор, — несколько лицеистов-выпускников 2008 года набрали по тестированию максимальные 200 баллов, некоторые получили по 200 баллов сразу по двум тестам — а это большая редкость в Украине.
Педагоги — «провокаторы»
В лицее преподают десять заслуженных учителей Украины, чем не может похвастать ни одно учебное учреждение страны. Но как педагоги удерживают внимание ребенка весь урок?
— Учителю надо жить своим предметом и вкладывать в урок эмоции, — делится секретами заслуженный учитель Украины Сергей Лифиц. — За 12 лет, которые я работаю в школе, ни разу не провел отпуск без учеников. Каждое лето увожу их на базу отдыха на Печенежское водохранилище: мы катаемся на байдарках, гуляем, читаем на ночь книжки. И занимаемся математикой по 6–7 часов. Занятия математикой требуют от ребенка самоотречения: на обычную жизнь времени у них не остается. Немногие дети на это способны. У меня в 9-м классе учится девочка. Еще в 5-м классе она могла на уроке подпрыгивать и хлопать в ладоши — так ей нравились красивое доказательство или результат. Я видел потрясающую картинку: в лесу на поваленном дереве сидели наши старшеклассники — парень и девушка. Ситуация вроде бы романтическая. Но обсуждали они, как оказалось, математическую задачу. Когда дети перестают обсуждать игры на мобилках и компьютерах, а начинают говорить о том, у кого решение задачи интереснее — можно считать, что у учителя что-то вышло.
А еще много значит среда. Важно, чтобы в классе хотели учиться хотя бы несколько детей, считает Сергей Лифиц. В большинстве школ сверстники недолюбливают «выскочек», и почти невозможно, чтобы ребенок занимался, не обращая внимания на окружение. В 27-м лицее отличники не ощущают себя белыми воронами.
Лицей знает даже президент
Источник: www.vecherniy.kharkov.ua
Стипендиатка харьковского городского головы, победительница многих всеукраинских олимпиад и конкурсов по физике 10-классница Алена Булычова увлеклась физикой в 3-м классе: уговорила отца записать ее на «детский» спецкурс по физике при университете им. В.Н. Каразина.
— Физика мне очень нравится: можно экспериментировать, делать выводы и гордиться ими. Хотя это безграничная наука: ее можно изучать всю жизнь и не знать ничего. В этом есть какая-то доля волшебства, — просыпается в целеустремленной Алене мечтательный ребенок.
Алена уделяет физике две трети свободного времени, нередко в ущерб прогулкам. Девочка говорит, что «гуляет» в основном по маршруту «лицей-дом», возвращаясь с занятий — выбирает более длинный путь.
А пятнадцатилетний Игорь Гарагатый признается, что желание заниматься математикой возникло, когда он уже пришел в лицей. Здесь же появились и серьезные «регалии»: победы во Всеукраинской олимпиаде по математике, в конкурсах МАН в секции информационных технологий и «Ученик 2008 года» в номинации «Интеллектуал года». Игорь тоже уверяет: заниматься для него совсем не утомительно.
Победительницу всеукраинских олимпиад по математике и призера конкурса исследовательских работ МАН 11-классницу Настю Лысакевич «заразили» точными науками тоже в лицее. Увлекли нестандартными задачами на олимпиаде по математике совсем не школьным уровнем программы. Настя не дает себе спуску даже во время каникул: занимается по три часа в день.
Секрет в домашнем задании
Имена выпускников 27-го физматлицея известны всему миру. Здесь учились многие будущие академики, доктора и кандидаты наук и даже политики: профессор, академик НАН Украины Владимир Семиноженко, член-корреспондент НАН Украины, лауреат Филдсовской премии по математике Владимир Дринфельд, двукратная чемпионка мира по стоклеточным шашкам Ольга Левина…
— У нас учатся не только одаренные в математике и физике дети: есть просто разносторонние или способные ученики, которые стремятся учиться лучше. Просто вся наша работа построена так, чтобы ребенок не потерял интереса к учебе, — говорит директор лицея № 27 Юлия Еременко. — Причем достигается это элементарно: путем задания и проверки домашних заданий. Как ни странно это звучит, обычная школьная работа: задано — выучено — проверено дает свои результаты.
И все же Юлия Еременко скромничает. Процесс обучения в лицее эксклюзивный: все программы, учебный план, учебники и пособия — авторские. Уроков физики и математики здесь больше, чем в других школах (в 5–6-х классах, например — по 6 уроков математики в неделю вместо 4-х), при этом по непрофильным предметам уроков не меньше, чем в обычных школах.
— Такая система дает результаты, — говорит директор, — несколько лицеистов-выпускников 2008 года набрали по тестированию максимальные 200 баллов, некоторые получили по 200 баллов сразу по двум тестам — а это большая редкость в Украине.
Педагоги — «провокаторы»
В лицее преподают десять заслуженных учителей Украины, чем не может похвастать ни одно учебное учреждение страны. Но как педагоги удерживают внимание ребенка весь урок?
— Учителю надо жить своим предметом и вкладывать в урок эмоции, — делится секретами заслуженный учитель Украины Сергей Лифиц. — За 12 лет, которые я работаю в школе, ни разу не провел отпуск без учеников. Каждое лето увожу их на базу отдыха на Печенежское водохранилище: мы катаемся на байдарках, гуляем, читаем на ночь книжки. И занимаемся математикой по 6–7 часов. Занятия математикой требуют от ребенка самоотречения: на обычную жизнь времени у них не остается. Немногие дети на это способны. У меня в 9-м классе учится девочка. Еще в 5-м классе она могла на уроке подпрыгивать и хлопать в ладоши — так ей нравились красивое доказательство или результат. Я видел потрясающую картинку: в лесу на поваленном дереве сидели наши старшеклассники — парень и девушка. Ситуация вроде бы романтическая. Но обсуждали они, как оказалось, математическую задачу. Когда дети перестают обсуждать игры на мобилках и компьютерах, а начинают говорить о том, у кого решение задачи интереснее — можно считать, что у учителя что-то вышло.
А еще много значит среда. Важно, чтобы в классе хотели учиться хотя бы несколько детей, считает Сергей Лифиц. В большинстве школ сверстники недолюбливают «выскочек», и почти невозможно, чтобы ребенок занимался, не обращая внимания на окружение. В 27-м лицее отличники не ощущают себя белыми воронами.
Лицей знает даже президент
Источник: www.vecherniy.kharkov.ua