В минувшие выходные в московском метрополитене появились рекламные баннеры, размещенные на путевых стенах подземки. На плакатах размером 2х4 м, выполненных в стилистике работы Энди Уорхола "Суп Кэмпбелл", нарисованы шесть консервных банок с изображением американского флага, надписью "Американское сало" и перечислением сортов продукта – "классическое", "в шоколаде", "под борщ". Никаких дополнительных сведений, за исключением ссылки на сайт vokr.ru, баннеры не содержат. В пресс-службе метрополитена посоветовали обратиться с вопросами в рекламное агентство "Олимп", размещающее всю рекламную продукцию в московской подземке. Там наотрез отказались сообщить как имя заказчика рекламной кампании "Американского сала", так и количество размещенных им баннеров, сославшись на условия договора. Согласно официальным расценкам "Олимпа", размещение десяти щитов размером 2х4 м на путевых стенах обходится примерно в 500 тыс. руб. (106,5 тыс. грн) в месяц.
Сайт vokr.ru оказался посвященным движению "Воины креатива", объединяющему политтехнологов и пиарщиков, в целях которого указывается "защита национальных интересов России в странах ближнего и дальнего зарубежья" "с помощью креатива". На сайте рассказывается, зачем на самом деле нужно "Американское сало": "Вызвать недовольство у населения Украины проникновением дешевых некачественных американских продуктов питания, а еще шире – вообще недовольство Америкой, связать американскую экспансию в традиционные для Украины отрасли с кандидатурой Виктора Ющенко". Для продвижения идеи "Воины креатива" предлагают создать фирму, которая действительно бы "закупала солонину в США и продавала ее по бросовым ценам" в Украине.
Координатор движения "Воины креатива" Михаил Ковалев подтвердил, что "Американское сало" посвящено президентским выборам в Украине, дату которых в ближайшее время предстоит определить Верховной раде. "Это кампания с глубоким смыслом,– заявил он.– Процессы, которые проходят в братской стране, были инициированы как процесс демократии, а оказались блефом. В "Американское сало" вкладывается смысл, что такой большой и сильной стране, как США, удается подменять смыслы во всех странах, где она принимает участие в политическом процессе". Он пояснил: "В 2004 году американцы активно занимались выборами на Украине, а мы – нет". И добавил, что "газовый конфликт сделал это дело более актуальным" и что "пора жестче отстаивать свои интересы". По словам Михаила Ковалева, России "оказалось сложно вести дело с любыми украинскими политиками" и на предстоящих выборах "возможна ставка на какую-то новую фигуру". Координатор движения также заявил, что в ближайшее время кампания с бюджетом в $9 млн стартует в Украине, а презентацию "Американского сала" в московском метро объяснил так: "Российское общественное мнение надо тоже подготовить". Заказчиков "сала" он назвать отказался, сказав лишь, что "это российская компания, которая все координирует, метро тоже занимались они", и добавил, что "публичность организаторов не смущает, они не скрываются, а просто не хотят себя афишировать до момента появления продукции". Отметим, что автора серии книг "Воины креатива" Михаила Ковалева называют одним из политтехнологов партии "Справедливая Россия".
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает "Американское сало" "довольно опасной затеей в духе нашистского ("Наши" – прокремлевское молодежное движение) флешмоба, которая лишь поможет идеологическим противникам России на Украине выстроить стратегию защиты и нападения". "Российскому руководству в итоге придется отбиваться, а такое подчеркнутое пренебрежение только оттолкнет Украину от России. Результат, которого достигнет акция, на 90% устроит именно Ющенко. Он может сказать: 'Ну вот видите, как москали к нам относятся, они нас презирают, так давайте мобилизуемся перед лицом внешней опасности'",– рассуждает господин Мухин. По его словам, не исключен и вариант "запуска демоверсии проекта, на который якобы уже были выделены большие средства", а на самом деле он лишь потом "будет представлен в заинтересованные органы, чтобы выбивать под него деньги".
Отметим, что плакаты появились на десятках станций московского метрополитена, например на "Водном стадионе" и "Китай-городе", и вызвали оживленный интерес как у прохожих, гадающих, что же рекламируется, так и в блогосфере. Так, блогер schturmovik сообщил в своем дневнике, что "в эффективности плакатов убедился сам": "Около 23 часов на «Речном вокзале» (станция московского метрополитена) увидел, как парень, не совсем трезвый, спрыгнул на путь и стал с ненавистью срывать плакат, не обращая внимания ни на пассажиров, ни на дежурную по станции, ни на возможное появление поезда".
Источник: glavnoe.kharkov.ua