Deutsche Welle: Между Россией и Украиной назревает новая газовая война, которая вновь может срикошетить по европейцам. Насколько велики опасения немецких деловых кругов?
Райнер Линднер: Разумеется, они обеспокоены. Немецкие фирмы постараются позаботиться, чтобы предстоящей зимой не возникли вновь перебои в поставках газа. Это касается и немецких политических кругов. Бизнес и политики прилагают в этих целях интенсивные усилия. В частности, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) вел на эту тему переговоры в Киеве. Концерны ФРГ - E.ON и другие - тоже собираются принять меры, чтобы предотвратить перебои в поставках.
- А запасной вариант, так называемый "план "Б" на крайний случай, если Москва все-таки вновь перекроет кран, - есть?
- "Плана "Б" нет. Но у нас имеется еще несколько месяцев, чтобы такой план разработать, подумать о возможных санкциях и юридических нормах, обязательных как для страны-поставщика, так и для транзитной страны. Существуют договоры о поставках, которые необходимо соблюдать. Но механизм санкций за их нарушение пока отсутствует.
- Каким, с точки зрения немецкой стороны, могло бы стать окончательное решение проблемы украинского транзита?
- С одной стороны, немецкие предприятия изъявили готовность участвовать в модернизации украинской газотранспортной системы, что было предложено Еврокомиссией. Однако, с другой стороны, для этого необходимо прояснить правовые вопросы, касающиеся собственности на украинские трубы. Необходима прозрачность ситуации, чтобы иметь возможность привлекать зарубежные инвестиции.
Немецкий предприниматель решится на капиталовложения лишь в том случае, если будет точно знать, кто является собственником того или иного участка транзитной газотранспортной системы. Украинской стороне следует обеспечить больше прозрачности в этом вопросе.
- "Нафтогазу" срочно нужны деньги, чтобы оплачивать закупку газа в России. Компания просит у Евросоюза кредиты на эти цели. Готовы ли помочь немецкие банки?
- Они будут готовы только при наличии определенных гарантий. В настоящий момент "Нафтогаз" таких гарантий предоставить не может. Важным условием было бы согласие "Нафтогаза" хотя бы на частичную приватизацию украинской газотранспортной системы. Пока это невозможно. Между тем возможность получить долю в такой собственности - важнейшая предпосылка для участия западных инвесторов в модернизации украинской ГТС.
- Украинские политики зачастили в Брюссель. Киев возлагает на Евросоюз большие надежды. Насколько они оправданны, и какой может быть роль ЕС?
- Восточный комитет германской экономики, в том числе и я, неоднократно заявляли, что окончательно решить проблему можно лишь при учете интересов всех трех сторон - Украины, Евросоюза и России. С украинской точки зрения, конечно, имеет смысл идти на сотрудничество с ЕС, принимать его помощь в модернизации газотранспортной системы. Но если говорить о долгосрочной надежности поставок газа и о гарантированных его закупках, то необходима трехсторонняя договоренность, которая бы включала Россию, а не изолировала ее. Над такой концепцией трехсторонней договоренности по газу нам еще необходимо поработать.
Источник: Немецкая волна, Никита Жолквер