Зачем Украине нужна оценка знаний?
Вокруг реформы образования ведутся дебаты уже не первый год. Когда, наконец, ввели независимое тестирование школьников, облегчения не наступило, и дебаты продолжились. В чем же причина? Их много, но есть главные. С точки зрения не министра образования, не преподавателя и даже не ученика, а так со стороны, что бросается в глаза? А видится вот такая «картина маслом».
Реформа образования крутится вокруг разработки системы оценки знаний, которые школьники не получают. Проблема учителей, преподавателей и министров в том, как выкрутиться при наличии некой системы, объективно оценивающей знания, которую «навязывает» нам мировая общественность, совершенно не понятным для нас образом исключившая коррупцию из системы образования. У нас проблему решают по-нашему: чтобы и волки были сыты, и овцы целы, и чтобы пустить пыль в глаза навязчивой мировой общественности.
Увы, независимое тестирование, таки да, лишает взяточников источников дохода. Можно «помочь» учителям школ и преподавалям вузов. Для первых добавить учет оценок в аттестате – это раскрывает радужные перспективы у школьных учителей, а для вторых – добавить сдачу вступительных экзаменов, что открывает лазейку для взяточников в вузах.
Но почему же у нас стало нормой жизни то, что люди, которые по должностным обязанностям должны давать знания, берут взятки? А каков уровень зарплат у учителей и преподавателей? Да порядка 100 евро! С таким уровнем зарплат не в Евросоюз устремляться и удивлять европейцев, а прямым ходом на паперть. А ведь у нас еще что придумали! Это просто счастье, если преподаватель получает полную ставку на уровне прожиточного полуголодного минимума!
У нас же повсеместно практикуется выплата десятой, а то и двадцатой части оклада, чтобы шел стаж. Стаж чего? Работы специалиста? За такие деньги специалисты не работают, т.е. не дают знаний учащимся, а тихо деградируют в поисках средств существования самыми доступными способами: берут с учащихся деньги по-черному за оценки знаний. А бюджетные крохи, которые и деньгами назвать трудно, предназначенные на повышение образовательного уровня населения страны, выкидываются на ветер. И в результате редкий учащийся добирается до вуза с должным уровнем знаний. Но только, что он сможет в этом вузе добыть? Разве что купить диплом.
Так и живем. У нашего бедного государства средств на образование нет, поэтому единственный выход - это повышать интеллектуальный уровень министров в процессе разработки независимых систем оценок того, что кому удалось добыть самотужки.
Специально для ИА "Новости Харькова" Наталья КОГАН