Эксперт Института Горшенина Марина Ткаченко считает, что украинская школа теряет высокий уровень, оставшийся в наследство от школы времен СССР. Об этом она заявила в рамках экспертного опроса ДФ Института Горшенина «Как изменилось качество образования в Украине по сравнению с СССР?»
«Советская средняя школа была традиционно сильной. В СССР была хорошо построена система обучения одаренных детей. К примеру, существовала система специализированных интернатов, в которых могли учиться талантливые дети из провинции, дала целое поколение выдающихся физиков и математиков», - отметила эксперт. По ее словам, после распада СССР в сфере образования в Украине и в России сложилась принципиально разная ситуация.
«В РФ в начале 90-х развернулось целое движение экспериментальных инновационных площадок на базе университетских центров. Были реализованы федеральные программы по развитию среднего образования и поддержки экспериментальных начинаний, то есть инновационная педагогика поддерживалась на уровне Министерства образования РФ. В Украине это движение изначально было достаточно чахлым и очень быстро сошло на нет из-за отсутствия государственной поддержки. Все украинские министры образования занимались в лучшем случае экспериментами в области формы (смена количества лет обучения, изменение системы оценивания)», - сообщила Марина Ткаченко.
«У нас экспериментов в области содержания не было в принципе. Достаточно высокое качество средней школы, которая нам досталась от Советского Союза, нужно как-то поддерживать, а этим никто не занимается. К огромному сожалению, школа, которая раньше выполняла функции и воспитания, и обучения, в свое время сняла с себя функцию воспитания, а сейчас, с моей точки зрения, она сняла с себя и функцию обучения. Осталась достаточно формальная начитка материала, никто не работает с пониманием школьников, что является главным дидактическим требованием. Все отдается на откуп самоподготовки детей и контроля со стороны родителей. Сегодня за школой осталась только формальная функция организации учебного процесса. Дети год за годом ходят на уроки и получают определенные вводные к изучению материала школьной программы», - сказала Марина Ткаченко.
Народный депутат Михаил Соколов считает, что украинской школе мешает коммерциализация. «Мне кажется, что система образования у нас сейчас очень хромает из-за коммерциализации процессов. К сожалению, сегодня и учителя, и директора школ озабочены не учебным процессом, а сбором денег у родителей на замену окон, приобретение техники, не забывая при этом о подарках себе. Это очень печальная тенденция, если мы сможем ее преодолеть, то будем опять цивилизованной передовой страной», - сказал Михаил Соколов.
«В последнее время в Украине произошло, на мой взгляд, преступление против образования и средней школы, - идеологизация всего гуманитарного блока. После 2004 года это стало наиболее явно. И дело даже не в переписывании истории, а в том, что школьная литература и история стали площадкой для идеологических боев, что недопустимо.
Гуманитарный блок является основой любого образования и должен быть свободен от политики. Детей должны учить мировой истории и культуре, в том числе и отечественной, но вне идеологических акцентов», - сказала Марина Ткаченко.