В 2012 году литр бензина А-95 может подорожать почти в 1,5 раза - до 14 гривен за литр, прогнозирует директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. "Все будет зависеть от решений государства, в частности, от того, какими будут налоги, которые составляют 30% от стоимости топлива, - рассказал нам Куюн. - Мининфраструктуры (МИУ) предлагает повысить акциз на отдельные марки дизтоплива в 2-3 раза (до 110 евро/тонну), а на бензин на 10% (почти до 200 евро/тонну). В итоге дизтопливо подорожает на 60-70 копеек/литр, бензин - на 10-20 копеек (ныне средние цены на А-95 10,30 гривни/литр, на ДТ - 9,65)".
Второй фактор - введение пошлины на импортный бензин.
Если решение примут в декабре, то с января к цене бензина можно будет добавить 1,3 гривни/литр, к цене ДТ - 80 копеек/литр, уверен Куюн. Учитывая, что импортное топливо и нефть закупаются за доллары, а валюта также может подорожать (финансовые эксперты Александр Жолудь и Николай Ивченко прогнозируют в 2012-м курс 8,20-8,25 гривни/доллар), подсчеты "А-95" показывают, что цена литра ДТ превысит 13 гривен, А-95 уйдет выше 14 гривен, что станет неподъемным для большинства украинцев.
"Прогнозировать на год вперед сложно, ведь рынок Украины зависим как от внутренних, так и от внешних поставщиков, - возражает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. - Сейчас есть предпосылки для снижения цен на нефть, после того как стабилизировалась ситуация в Ливии. Да, ряд депутатов предложили в связи с инфляцией проиндексировать акциз на бензин на 10% - со 180 до 198 долларов за тонну, но неизвестно, примет ли Рада такое решение. Поэтому пока мы исходим из существующих реалий: цена бензина в январе-феврале должна остаться на нынешнем уровне, а как будет дальше, сказать сложно".
В пресс-службе МИУ нам уточнили, что министерство поддерживает повышение акцизов на топливо, ведь эти деньги должны пойти на строительство и ремонт дорог, как и планировалось, когда отменяли транспортный сбор с автовладельцев и взамен увеличили акциз на бензин. Но мера эта вынужденная. "Ныне на строительство и реконструкцию дорог выделяется недостаточно средств, половина акциза разворовывается либо недоплачивается (трейдерами. - Авт.), работы тормозятся из-за контрабанды топлива (с которого не платят акциз. - Авт.). Будет контрабанда - не на что будет строить дороги", - говорит глава МИУ Борис Колесников.