Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Промышленность в кризисе. Сложная экономическая ситуация требует решительных действий

6-10-2014, 12:18

Посмотрели: 864

Промышленность в кризисе. Сложная экономическая ситуация требует решительных действий

В президиуме Академии наук Украины 3 октября состоялся круглый стол «Спасти промышленность», организованный партией «Сильная Украина». Представители ведущих предприятий отечественной индустрии обозначили проблемы как своих компаний, так и экономики страны в целом.


Как сказал народный депутат, лидер «Сильной Украины» Сергей Тигипко, сегодня в стране прослеживаются четкие тенденции ухудшения экономики. «Ситуация в Украине стремительно ухудшается. Об этом также свидетельствуют прогнозы международных организаций. Вчера, например, Всемирный банк ухудшил прогноз по украинской экономике, заявив, что ВВП снизится на 8 %. Думаю, это не последний прогноз и к концу года ситуация может еще больше усугубиться. По моему мнению, ВВП потеряет 10 %», — полагает политик.


Промышленные предприятия находятся в глубоком кризисе, прежде всего из‑за некомпетентной политики правительства, добавил Тигипко. «Стремительно падает промышленное производство. С начала года падение составило 7,8 % и во второй половине 2014 г. оно ускорилось. Вместе с тем мы видим, насколько быстро растут цены и для промышленности, и для людей. Многие товары подорожали более чем на 50 %. На этом фоне также сокращаются инвестиции. В частности, прямые иностранные инвестиции снизились на 11,5 % по отношению к 2013 г.» — отметил лидер «Сильной Украины».


По его словам, несмотря на то что индустрия нуждается в государственной поддержке со стороны власти, правительство ничего не делает. «И в такой ситуации мы видим абсолютную бездеятельность правительства. Оно ничего не предлагает, чтобы изменить эти тенденции и поддержать производителя», — заявил лидер партии, призвав присутствующих на круглом столе представителей промышленности вместе найти варианты выхода из кризиса.


Упростить налогообложение

Общей проблемой для всех предприятий страны, и в то же время самой насущной для каждого из них, участники встречи признали несовершенство и непрозрачность украинского налогообложения. В частности, много говорилось о проблеме возмещения НДС.


По мнению Тигипко, можно было бы вернуться к практике оформления долгов по НДС в виде специфических ценных бумаг, реализуя которые предприятия возвращали бы свои оборотные средства и могли работать дальше. В 2009 г. падение ВВП составило 15 %, в 2010 г. долги по возврату НДС достигли более 16 млрд грн. «Все долги были оформлены ценными бумагами и все отдали. Сразу же в 2010 г. получили 1,4 % роста экономики», — напомнил народный депутат.

Но беда не только в том, что очень много должны, — в правительстве «путаются» уже с тем, кому задолжали НДС. И в этой «неразберихе» близкие к власти бизнесмены получают компенсацию. «Особенно плохо, если так по‑разному относятся к предприятиям в одной отрасли: один получает НДС, а его конкурент — нет. Тут явно есть коррупционная составляющая», — убежден Тигипко. Поэтому участники круглого стола предложили создать публичный реестр НДС, в котором каждый бы мог посмотреть, сколько и кому возвращен НДС.


Вторая проблема — переплата налогов. Сегодня ее размер достигает 34 млрд грн. Единый, прозрачный казначейский счет для уплаты всех налогов может частично решить проблему. Если предприятие, переплатившее, например, налог на прибыль, имеет задолженность по оплате НДС или даже штрафы, погасить их оно могло бы прямым взаимозачетом.


Налоговые новации украинского правительства участники круглого стола встретили в штыки. Председатель правления Херсонского машиностроительного завода Александр Олейник раскритиковал нашумевшие изменения в Налоговый кодекс. «В пояснительной записке к закону об этих изменениях написано, что они направлены на улучшение бизнеса. Но если изучить документ подробнее, видно, что он направлен на то, чтобы добить промышленность, которая еще осталась в Украине, — сказал он. — В частности, пункт о налоге на недвижимость, который устанавливает ставку в 24,5 грн за квадратный метр, для нашего предприятия означает 8 млн грн дополнительного налога в год».


Бедой, а не просто проблемой всего отечественного бизнеса остается его зарегулированность со стороны государственных органов. И масштаб этой зарегулированности, несмотря на громкие заявления новых властей, лишь усугубляется. Если за первое полугодие 2013 г. контролирующие органы оштрафовали 230 тыс. предприятий, то за соответствующий период нынешнего — уже 561 тыс. По состоянию на 1 сентября 2014 г. налоговая милиция завела 6 тыс. дел на предпринимателей. А чтобы закрыть любое такое дело, не понаслышке знают участники круглого стола, нужно дать взятку. Поэтому они предлагают ввести персональную ответственность, вплоть до увольнения, если факты проверок не подтверждаются в суде.


Гармонизировать ВЭД

Заботясь о конкурентоспособности своей индустрии, любая власть создает ей максимально благоприятные условия. Однако в Украине часто наблюдаются абсолютно противоположные тенденции.


Например, отечественные стекольщики столкнулись с проблемой закупки соды для своих предприятий, а машиностроители не могут реализовать собственную продукцию на внутреннем рынке, поскольку гораздо более комфортно на нем чувствуют себя иностранные производители.

Крымский содовый завод, вследствие политического кризиса и так переживающий не лучшие времена, сталкивается еще и с проблемами, искусственно созданными украинской властью. В частности, резко сократив поставки воды на полуостров, украинское правительство почти остановило это предприятие. По сравнению с прошлым годом Крымский содовый сократил производство почти на 50 %. Но в результате страдают предприятия материковой Украины. «Сегодня стекольная отрасль страны (один из основных потребителей крымской соды. — «Капитал») на грани остановки», — заявил на круглом столе исполнительный директор Всеукраинского объединения организаций работодателей «Федерация работодателей стекольной промышленности Украины» Владимир Цветов.


А у запорожских автомобилестроителей ситуация прямо противоположная: они не могут у себя на родине продавать свою продукцию, поскольку рынок заполонили конкурентные импортные товары. Председатель правления Запорожского автомобилестроительного завода Николай Евдокименко рассказал, что еще в начале 2013 г. доля зарубежных автомобилей составляла 90 % украинского рынка, однако благодаря мерам по продвижению украинского производителя доля отечественных автомобилей к концу года выросла до 30 %. «Но потом все преференции Кабмин отменил», — сетует Евдокименко. Результат: украинская автомобилестроительная отрасль стоит.

Руководитель крупнейшего отечественного автозавода предлагает повторить опыт тех государств, из которых сегодня к нам в основном и ввозятся автомобили. «Необходимо просто повторить то, что сделали страны Евросоюза, Турция или та же Российская Федерация: благодаря специальной программе потребитель получает поддержку. Кроме того, при сдаче в утилизацию старого авто владелец может получить компенсацию и зачесть эту сумму при покупке новой машины украинского производства. В странах ЕС такая компенсация составляет € 1,5 тыс., в Турции и РФ — $ 1,5 тыс. И это позволило этим государствам продать по 600‑700 тыс. новых автомобилей», — привел данные Евдокименко.


Подержать производителей

Ряд отраслевых предприятий страдают от многолетнего невнимания и бездействия со стороны государства, что отрицательно отразилось на загруженности отечественной индустрии. В частности, предправления Херсонского машиностроительного завода Александр Олейник сетовал на отсутствие государственной поддержки отечественного сельхозмашиностроения. Так, за последние шесть лет государственная компания «Украгролизинг» не приобрела у предприятия ни одной единицы продукции.


Полностью поддерживает разработку и реализацию государственных программ и генеральный директор компании «Студиопак Украина Лимитед», бывший руководитель «Укравтодора» Вадим Гуржос: «Многие страны выходили из послевоенного кризиса через строительство дорог, и Украина не должна быть исключением».


Подводя итоги Сергей Тигипко констатировал: налицо абсолютное бездействие правительства, которое ничего не предлагает и ничего не говорит о том, что нужно сделать для производителя. «Сейчас не до популизма, нужно иметь абсолютно четкий план действий, который мы и будем предлагать правительству. Убежден, то, что делает правительство, а именно пытается решить все проблемы за счет сокращения социальных выплат и замораживания пенсий, — не выход, потому что это убивает внутренний спрос и в конце концов только обостряет ситуацию. Необходимо искать стимулы для экономики, и за счет них мы можем исправить ситуацию», — убежден политик.

Реклама



Промышленность в кризисе. Сложная экономическая ситуация требует решительных действий

6-10-2014, 12:18

Посмотрели: 864

Промышленность в кризисе. Сложная экономическая ситуация требует решительных действий

В президиуме Академии наук Украины 3 октября состоялся круглый стол «Спасти промышленность», организованный партией «Сильная Украина». Представители ведущих предприятий отечественной индустрии обозначили проблемы как своих компаний, так и экономики страны в целом.


Как сказал народный депутат, лидер «Сильной Украины» Сергей Тигипко, сегодня в стране прослеживаются четкие тенденции ухудшения экономики. «Ситуация в Украине стремительно ухудшается. Об этом также свидетельствуют прогнозы международных организаций. Вчера, например, Всемирный банк ухудшил прогноз по украинской экономике, заявив, что ВВП снизится на 8 %. Думаю, это не последний прогноз и к концу года ситуация может еще больше усугубиться. По моему мнению, ВВП потеряет 10 %», — полагает политик.


Промышленные предприятия находятся в глубоком кризисе, прежде всего из‑за некомпетентной политики правительства, добавил Тигипко. «Стремительно падает промышленное производство. С начала года падение составило 7,8 % и во второй половине 2014 г. оно ускорилось. Вместе с тем мы видим, насколько быстро растут цены и для промышленности, и для людей. Многие товары подорожали более чем на 50 %. На этом фоне также сокращаются инвестиции. В частности, прямые иностранные инвестиции снизились на 11,5 % по отношению к 2013 г.» — отметил лидер «Сильной Украины».


По его словам, несмотря на то что индустрия нуждается в государственной поддержке со стороны власти, правительство ничего не делает. «И в такой ситуации мы видим абсолютную бездеятельность правительства. Оно ничего не предлагает, чтобы изменить эти тенденции и поддержать производителя», — заявил лидер партии, призвав присутствующих на круглом столе представителей промышленности вместе найти варианты выхода из кризиса.


Упростить налогообложение

Общей проблемой для всех предприятий страны, и в то же время самой насущной для каждого из них, участники встречи признали несовершенство и непрозрачность украинского налогообложения. В частности, много говорилось о проблеме возмещения НДС.


По мнению Тигипко, можно было бы вернуться к практике оформления долгов по НДС в виде специфических ценных бумаг, реализуя которые предприятия возвращали бы свои оборотные средства и могли работать дальше. В 2009 г. падение ВВП составило 15 %, в 2010 г. долги по возврату НДС достигли более 16 млрд грн. «Все долги были оформлены ценными бумагами и все отдали. Сразу же в 2010 г. получили 1,4 % роста экономики», — напомнил народный депутат.

Но беда не только в том, что очень много должны, — в правительстве «путаются» уже с тем, кому задолжали НДС. И в этой «неразберихе» близкие к власти бизнесмены получают компенсацию. «Особенно плохо, если так по‑разному относятся к предприятиям в одной отрасли: один получает НДС, а его конкурент — нет. Тут явно есть коррупционная составляющая», — убежден Тигипко. Поэтому участники круглого стола предложили создать публичный реестр НДС, в котором каждый бы мог посмотреть, сколько и кому возвращен НДС.


Вторая проблема — переплата налогов. Сегодня ее размер достигает 34 млрд грн. Единый, прозрачный казначейский счет для уплаты всех налогов может частично решить проблему. Если предприятие, переплатившее, например, налог на прибыль, имеет задолженность по оплате НДС или даже штрафы, погасить их оно могло бы прямым взаимозачетом.


Налоговые новации украинского правительства участники круглого стола встретили в штыки. Председатель правления Херсонского машиностроительного завода Александр Олейник раскритиковал нашумевшие изменения в Налоговый кодекс. «В пояснительной записке к закону об этих изменениях написано, что они направлены на улучшение бизнеса. Но если изучить документ подробнее, видно, что он направлен на то, чтобы добить промышленность, которая еще осталась в Украине, — сказал он. — В частности, пункт о налоге на недвижимость, который устанавливает ставку в 24,5 грн за квадратный метр, для нашего предприятия означает 8 млн грн дополнительного налога в год».


Бедой, а не просто проблемой всего отечественного бизнеса остается его зарегулированность со стороны государственных органов. И масштаб этой зарегулированности, несмотря на громкие заявления новых властей, лишь усугубляется. Если за первое полугодие 2013 г. контролирующие органы оштрафовали 230 тыс. предприятий, то за соответствующий период нынешнего — уже 561 тыс. По состоянию на 1 сентября 2014 г. налоговая милиция завела 6 тыс. дел на предпринимателей. А чтобы закрыть любое такое дело, не понаслышке знают участники круглого стола, нужно дать взятку. Поэтому они предлагают ввести персональную ответственность, вплоть до увольнения, если факты проверок не подтверждаются в суде.


Гармонизировать ВЭД

Заботясь о конкурентоспособности своей индустрии, любая власть создает ей максимально благоприятные условия. Однако в Украине часто наблюдаются абсолютно противоположные тенденции.


Например, отечественные стекольщики столкнулись с проблемой закупки соды для своих предприятий, а машиностроители не могут реализовать собственную продукцию на внутреннем рынке, поскольку гораздо более комфортно на нем чувствуют себя иностранные производители.

Крымский содовый завод, вследствие политического кризиса и так переживающий не лучшие времена, сталкивается еще и с проблемами, искусственно созданными украинской властью. В частности, резко сократив поставки воды на полуостров, украинское правительство почти остановило это предприятие. По сравнению с прошлым годом Крымский содовый сократил производство почти на 50 %. Но в результате страдают предприятия материковой Украины. «Сегодня стекольная отрасль страны (один из основных потребителей крымской соды. — «Капитал») на грани остановки», — заявил на круглом столе исполнительный директор Всеукраинского объединения организаций работодателей «Федерация работодателей стекольной промышленности Украины» Владимир Цветов.


А у запорожских автомобилестроителей ситуация прямо противоположная: они не могут у себя на родине продавать свою продукцию, поскольку рынок заполонили конкурентные импортные товары. Председатель правления Запорожского автомобилестроительного завода Николай Евдокименко рассказал, что еще в начале 2013 г. доля зарубежных автомобилей составляла 90 % украинского рынка, однако благодаря мерам по продвижению украинского производителя доля отечественных автомобилей к концу года выросла до 30 %. «Но потом все преференции Кабмин отменил», — сетует Евдокименко. Результат: украинская автомобилестроительная отрасль стоит.

Руководитель крупнейшего отечественного автозавода предлагает повторить опыт тех государств, из которых сегодня к нам в основном и ввозятся автомобили. «Необходимо просто повторить то, что сделали страны Евросоюза, Турция или та же Российская Федерация: благодаря специальной программе потребитель получает поддержку. Кроме того, при сдаче в утилизацию старого авто владелец может получить компенсацию и зачесть эту сумму при покупке новой машины украинского производства. В странах ЕС такая компенсация составляет € 1,5 тыс., в Турции и РФ — $ 1,5 тыс. И это позволило этим государствам продать по 600‑700 тыс. новых автомобилей», — привел данные Евдокименко.


Подержать производителей

Ряд отраслевых предприятий страдают от многолетнего невнимания и бездействия со стороны государства, что отрицательно отразилось на загруженности отечественной индустрии. В частности, предправления Херсонского машиностроительного завода Александр Олейник сетовал на отсутствие государственной поддержки отечественного сельхозмашиностроения. Так, за последние шесть лет государственная компания «Украгролизинг» не приобрела у предприятия ни одной единицы продукции.


Полностью поддерживает разработку и реализацию государственных программ и генеральный директор компании «Студиопак Украина Лимитед», бывший руководитель «Укравтодора» Вадим Гуржос: «Многие страны выходили из послевоенного кризиса через строительство дорог, и Украина не должна быть исключением».


Подводя итоги Сергей Тигипко констатировал: налицо абсолютное бездействие правительства, которое ничего не предлагает и ничего не говорит о том, что нужно сделать для производителя. «Сейчас не до популизма, нужно иметь абсолютно четкий план действий, который мы и будем предлагать правительству. Убежден, то, что делает правительство, а именно пытается решить все проблемы за счет сокращения социальных выплат и замораживания пенсий, — не выход, потому что это убивает внутренний спрос и в конце концов только обостряет ситуацию. Необходимо искать стимулы для экономики, и за счет них мы можем исправить ситуацию», — убежден политик.

Реклама