Город для автомобилей или все же - европейский?
В Харькове остается все меньше трамвайных линий - их планомерно убирают городские власти, стараясь таким образом разгрузить узкие места дорог. Не так давно исчезли рельсы на Клочковской в районе Бурсацкого спуска, под демонтаж попали и пути возле Центрального рынка. Многим харьковчанам эта тенденция отнюдь не нравится. К примеру, сайт международной программы «Петиции в действии» уже собрал сотни подписей в защиту харьковского трамвая. Люди требуют остановить уничтожение путей, наложить 10-летний мораторий на это и приступить к ремонту полотна.
- Когда с Пушкинской убрали трамвай, мамочки, которые жили в начале улицы очень долго возмущались, - рассказывает жительница района Надежда. Оказывается, занести в трамвай коляску гораздо легче, чем в автобус, а в маршрутку - вообще невозможно.
Против того, чтобы трамвай пропал из жизни харьковчан, и специалисты. По их мнению, это может привести к тому, что город превратится в сплошную пробку, а загазованность станет нормой.
- Трамвай нужен любому цивилизованному европейскому городу, тем более Харькову, - уверен преподаватель кафедры электрического транспорта национальной академии городского хозяйства Артем Сосипатров. - Люди половину жизни проводят в автомобилях, теряют время, задыхаются от выхлопных газов. Был такой пример в Лос-Анджелесе в 1970-е годы. Там вообще не было общественного транспорта, в результате 70% городской земли оказалось занято дорожной инфраструктурой и тем, что связано с обслуживанием автомобилей - развязками, заправками, СТО. Поэтому в Лос-Анджелесе в 1970-е начали активно развивать метро, трамвай и другие виды общественного транспорта.
Однако в соответствии с Генпланом города около 23 км трамвайных путей в центре Харькова предполагается демонтировать. Сейчас убирают рельсы у Бурсацкого спуска, где ходили «семерка» и «двойка». В мэрии уточняют, что трамваи больше не появятся на отрезках ул. Клочковской (от Полтавского Шляха до Бурсацкого спуска) и ул. Пискуновской, идущей вдоль Центрального рынка (рельсы снимут на участке от Бурсацкого спуска до пер. Пискуновского). Как объясняют, снять рельсы решили по двум причинам: чтобы повысить безопасность движения в центре и уменьшить пробки. Кроме того, признаются, что на указанных участках предельно изношены трамвайные пути и контактная сеть.
- После Клочковской и Благовещенского базара придет очередь Полтавского Шляха - от центра до ул. Маршала Конева - и Университетской - от «Зірки» и до Гольдберовской церкви, а затем Московского проспекта - от «Советской» до площади Восстания, - говорит Артем Сосипатров. - Поговаривают также о том, чтобы к Евро-2012 ликвидировать трамвай на Плехановской.
Однако опыт улицы Пушкинской, где трамвай убрали, чтобы разгрузить проезжую часть от пробок, доказывает, что это неверный путь решения вопроса.
- Трамвай демонтировали, а путь стал еще хуже, потому что со всех сторон стали парковаться авто, которые мешают другим автомобилистам ехать, - говорит Сосипатров.
Специалисты говорят, что трамвай обладает наибольшей провозной способностью, помимо метрополитена, но он дешевле подземки в строительстве, а значит выгоднее. Заменить один километр рельсов, по данным Гука, стоит 8 млн долларов.
Хроника исчезновения рельсов
- Начало 1990-х - «ГЭТ» столкнулся с первой проблемой: не нашлось денег на укладку снятого незадолго до этого трамвайного полотна по ул. Клочковской от Бурсацкого спуска до Рогатинского проезда.
- 1999-й - Демонтировали трамвайные линии на ул. Петровского и Мироносицкой, Московскому проспекту - от ул. Морозова до станции метро «Им. А. Масельского» (тогда - «Индустриальной»).
- 2005-й - Исчезла линия на Харьковской набережной и улице Шевченко.
- 2009-й - Убрали рельсы с ул. Пушкинской.
- Ноябрь 2010-го - Демонтированы трамвайные пути на ул. Клочковской от Пролетарской площади до Бурсацкого спуска, процесс продолжается у Центрального рынка.
- Инна Горовая
- 0
- 1 928