Название экспозиции, которая разместилась в здании немецкого МИДа, напоминает – то ли намеренно, то ли нет - сразу две знаменитые песни. Битловскую "Back in the USSR" ("Назад в СССР"), и "Born in the USA" ("Рожденный в США") Брюса Спрингстина. Любопытно, что презентация работ русских художников, волею судеб оказавшихся в Германии, названа сочетанием английских слов. В эпоху глобализации искусство интернационально. Художники колесят по миру, останавливаясь то тут, то там. И нередко – как в данном случае Женя Шеф - носят все свое с собой.
Передвижной храм
Уроженец Актюбинска, где его семья была в политической ссылке, Шеф давно живет на Западе, выставлялся в престижных музеях, а сейчас разбил в Берлине палатку. Самую натуральную. В ней стоит столик, звучит музыка, размещены небольшие картины с изображениями ботинок, ножниц, часов, кошелька, мобильного телефона. Шеф говорит, что палатка – это символ его "персонального храма"..
Библейский Моисей, водя евреев по пустыне, взял с собой миниатюрную копию храма с тем, чтобы народ не забывал важнейшие реликвии, которые сопутствуют его жизни. Художник напоминает об этом, помещая в палатку миниатюры на дереве, иллюстрирующие предметы его повседневного быта, его окружение, в котором он творит и принимает гостей. Такую мастерскую можно возить с собой. Художник, обладающий этим уникальным пространством, всюду дома.
Послы культуры
Организатор выставки Ирина Слинчук хотела показать работы художников, корни которых в России, а современная творческая среда – Запад. Авторы примерно 40 картин, рисунков, фотографий и инсталляций родом из бывшего Советского Союза, живут в основном в Берлине и работают в самых разных жанрах. С одной стороны, говорит Ирина, они под влиянием традиционного русского авангарда и соцреализма, а с другой - находятся в движении, всему открыты, ищут новые формы..
Организаторы хотели продемонстрировать как можно более широкий спектр представителей русскоязычной эмиграции в Германии. Выставка, которая открылась спустя 20 лет после падения "берлинской стены", должна иллюстрировать происшедшие с тех пор перемены и показать разнообразие творческих импульсов наших соотечественников, которые выступают своего рода «послами культуры» между Россией и Германией.
Спасательный круг из бетона
Бывший харьковчанин Борис Михайлов приобрел известность предельно реалистичными, жесткими фотографиями постсоветского социума. Бывший ленинградец Андрей Баров показывает стереолитографию, которая выглядит как золотая голова без волос. Марина Герцовская, тоже из города на Неве, создает композиции из фотографий летящих людей.
Уроженец Улан-Удэ Григорий Дор рисует в серо-голубых тонах портреты молодых людей в урбанистических пейзажах. Бывший москвич Сергей Воронцов поместил на выставке спасательные круги в натуральную величину, переплетенные как свадебные кольца. Круги, что примечательно, из бетона. "Такой вот странный объект", - комментирует автор. Искусство не обязано объяснять все дотошно. Недостающее пусть домысливает зритель.
"Братский поцелуй"
А вот самая знаменитая работа Дмитрия Врубеля представлена на выставке лишь в копии. И неудивительно. Дмитрий вошел в историю искусства куском железобетона размером два метра на два шестьдесят. На бетоне впились друг в друга в поцелуе взасос бывшие партийные лидеры Брежнев и Хонеккер. Эта картина возникла весной 90-го года, когда многим художникам предложили разрисовать участок печально известной "берлинской стены". Врубель приехал с готовым замыслом, который поначалу озадачил организаторов проекта. Они испугались политического скандала, того, как рассказывает художник, что "Горбачев обидится на эту картинку и не будет объединять Германию". Но тогдашний дух свободы оказался сильнее. Врубелю разрешили рисовать..
Он нарисовал – и проснулся знаменитым! О русском художнике писали газеты и искусствоведы. На фоне "Братского поцелуя" туристы позировали перед камерой. Прошло 20 лет. Краски стерлись и смыслись. И сейчас Врубель приехал в Берлин со всей семьей, чтобы реставрировать, а точнее говоря - заново восстановить всемирно известную работу.