Памятник Шевченко в Харькове: раскрыты тайны
Два часа фотоcъемок, за которыми стоит десяток лет подготовительной работы фотографа Игоря Лаптева и журналистки Инны Можейко. Вид сверху и с тех точек, откуда памятник видели более 70 лет назад только его создатели, монтажники и несколько операторов во время открытия, Игорь Лаптев смог снять только в 2008 году, когда ему и Инне выделили на пару часов подъемник.
Так появилась выставка-фотохроника «Т.Г. Шевченко навеки в сердце первой столицы Украины», которая открылась ко Дню соборности в клубе «Гостиная на Дворянской».
— Иногда появляется мистическое ощущение, что шестнадцать фигур, окружающие памятник, — живые, — признается фотограф. — Малейшее изменение освещения и точки съемки — и их лица меняются. В чертах Катерины я видел в разное время и печаль, и суровость, и одиночество, и даже гнев.
К слову, актриса Наталья Ужвий, позировавшая для Катерины, как-то сказала: «Жутко становится от мысли, что тебя на свете не станет, а в бронзе останешься на века»…
На фигурах много следов осколков и пуль. Авторы нашли очевидцев, которые рассказали, что это немцы развлекались, стреляя по Тарасу из пистолетов.
Глумились над памятником и в 70-е годы ХХ века, рассказывает Инна Можейко. У студентов политехнического института была варварская традиция. Возвращаясь из стройотрядов с большими деньгами, они брали такси, платили водителю 30 рублей и объезжали памятник по кругу, а потом спиливали ленточки на бескозырке матроса. Укрепление их болтами не помогало (на фотографиях болты отлично видны), поэтому до сих пор матрос одет не по форме. Отсутствует и часть штыка у красноармейца. А вот зубцы на граблях у крестьянки в прошлом году были восстановлены.
А в последние годы памятник стал центром новой традиции. Сегодня можно увидеть, как ярко блестит бронза на ноге лежащего запорожца — это студенты, на счастье, трут его ногу. Еще один миф — чтобы у тебя все было хорошо, нужно найти колесо на памятнике.
— Существует много версий, кто является прототипом фигур памятника, — говорит Инна Можейко. — Например, человек с ружьем — это будто бы сотрудник аппарата ЦК КП(б)У, член комиссии по сооружению памятника Шевченко в Харькове Андрей Хвыля, позже репрессированный. Но документальных свидетельств о том, что Хвыля позировал Манизеру, мы не обнаружили.
А еще рассказывают, что для статуи комсомолки позировала пионервожатая харьковской школы № 25 Наталья Щетинина (Гордиенко). Мол, скульптор встретил спортсменку, комсомолку и отличницу в университетском саду — она работала там с детьми — и пригласил в свою мастерскую. Там, под неусыпным оком жены, Манизер измерил комсомолку и посоветовал учиться на натурщицу.
— Это хорошо, что памятник Шевченко становится основой для мифотворчества, — уверена Инна Можейко. — Значит, о нем думают, он людям нужен. А что может быть лучше для памятника?!
Источник: www.vecherniy.kharkov.ua