23 марта в Брюсселе состоится Международная инвестиционная конференция по вопросам модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины.
Судя по презентации, подготовленной украинской делегацией для потенциальных инвесторов, а также
Больше всего средств требуется на реконструкцию и строительство компрессорных станций — 1435,3 млн. долл., на модернизацию линейной части газопроводов — 616,3 млн. долл., на подземные хранилища газа — 455,3 млн. долл. и на строительство новых газоизмерительных станций (ГИС) на входе в газотранспортную систему Украины (
Как только речь зашла о дате проведения международной конференции, появились слухи, что якобы Украина готова поделиться правами на свою газотранспортную систему. И поскольку это прежде всего геополитический вопрос, газета обратилась к президенту Украины Виктору Ющенко, спикеру Верховной Рады Владимиру Литвину и
Комментарии «Зеркало недели» получило только от Президента Виктор Ющенко:
«Украинская сторона тщательно подготовилась к Международной донорской конференции по модернизации и реконструкции украинской газотранспортной системы и готова представить международному сообществу свою четкую позицию в этом вопросе. Таким образом, мы успешно приходим к некоторой финальной точке длительной трехлетней дипломатической работы, направленной на достижение цели — интегрироваться в европейское энергетическое пространство, и переходим к первым практическим шагам.
Если говорить более предметно, есть экспертная группа, сформировавшая
Следовательно, украинская сторона обоснованно рассчитывает на принятие положительного концептуального решения при участии глав делегаций, которые будут представлены на конференции.
Нужно напомнить, что Украина выступила с инициативой проведения такой конференции, преследуя цель путем привлечения мощного инвестиционного ресурса осуществить модернизацию газотранспортной системы, что должно привести к повышению безопасности и надежности, эффективности и коммерческой привлекательности украинских газотранспортных маршрутов, уменьшению негативного влияния на окружающую природную среду. Особенно важная миссия этого масштабного технологического проекта — минимизировать риски поставок природного газа европейским потребителям, в том числе и украинским. Следует понимать, что эта инициатива осуществляется в контексте концептуальной инициативы Украины — целостно интегрировать собственное энергетическое пространство в европейский рынок, работающий по унифицированным прозрачным правилам. В более широком контексте этот проект является компонентом политики европейской интеграции Украины, стратегической целью которой является членство Украины в ЕС, к которому настойчиво продвигается наше государство. И кооперация энергетических рынков является одним из лучших способов приблизиться к ЕС.
Предлагается, чтобы модернизация и реконструкция украинской ГТС осуществлялась путем реализации прежде всего таких конкретных инвестиционных проектов:
· реконструкция линейной части газопроводов со вспомогательными объектами;
· модернизация и реконструкция систем линейной телемеханики и связи;
· модернизация и реконструкция компрессорных станций;
· модернизация и реконструкция подземных хранилищ газа;
· реконструкция и строительство новых газоизмерительных станций.
Условия привлечения необходимых ресурсов будут в дальнейшем определены, в том числе базируясь на основоположном решении донорской конференции в Брюсселе. Подробно об этом ещё рано говорить, но убежден, мы получим оптимальные, взаимоприемлемые условия инвестирования, возможно, путем привлечения средств в форме кредитов, грантов, осуществления совместных инвестиций.
Однако хотел бы предостеречь от того, чтобы на данном этапе называть конкретные суммы инвестиций: рассчитана ориентировочная, оценочная потребность, с которой работают эксперты, но окончательная цифра будет определена совместно
И в этом контексте я бы хотел серьезно предупредить прежде всего тех украинских участников этого проекта, в компетенции которых — адаптация украинской экономической, социальной, бюджетной политики к требованиям МВФ: необходимой предпосылкой для предоставления нашей стране кредитной помощи международными финансовыми институтами для модернизации национальной газотранспортной системы является возобновление полноценного сотрудничества с МВФ. Будет сложно получить финансовую помощь для модернизации нашей ГТС, если не будет восстановлен взаимоприемлемый формат отношений страны с МВФ — начиная от ЕБРР, Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка. Этот фактор является достаточно весомым, его значение постоянно подчеркивается и публично, и во время встреч, посвященных согласованию антикризисной внутренней политики.
Я знаю, что у сообщества особую обеспокоенность вызывает то, какую конфигурацию приобретет система управления газотранспортным стратегическим активом в перспективе. Хочу развеять все необоснованные сомнения и твердо заверить.
С одной стороны, в Украине ДК „Укртрансгаз“
И третье, но не менее важное: Европейский Союз не ставит под сомнение суверенное право Украины на владение газотранспортной системой, включая подземные газовые хранилища.
Значит, можно с уверенностью констатировать, что отечественная ГТС является стратегическим активом украинского народа, который при разумном использовании на годы вперед будет гарантировать защиту национальных интересов. Это ключевой инструмент по осуществлению политики Украины, направленной на интеграцию в ЕС. Ввиду этого необходимо уже сегодня начинать модернизацию украинской ГТС в соответствии с правовыми и техническими стандартами и нормативами Евросоюза. Современная, надежная и стабильная работа ГТС станет украинским ключом к европейскому будущему. Украина может или открыть европейскую дверь, или
Источник: glavnoe.ua