«Отмена моратория может вызвать ряд вопросов, – рассказывает А. Залесская, – Один из них касается присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Согласно п. ж) ч. 2 ст. 132 Земельного кодекса Украины обязательным условием договора о переходе права собственности на земельный участок является кадастровый номер этого участка. Но сегодня большое количество земельных наделов не имеют кадастровых номеров, а процедура их присвоения достаточно сложна и длительна».
Правда, с 1 января 2011 года вступает в силу постановление Кабинета Министров о новом Временном порядке присвоения кадастрового номера, в котором процедура представлена проще и прозрачнее. Но юридическая практика показывает, что вопрос присвоения кадастрового номера может затягиваться на несколько месяцев, отмечает эксперт.
Еще одним камнем преткновения может стать вопрос о том, что земли сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности подлежат обязательной продаже на торгах (ст. 134 Земельного кодекса Украины). Вместе с тем порядок проведения таких торгов до сих пор отсутствует. Постановлением Кабмина № 805 был утвержден на 2010 год лишь механизм продажи на аукционах участков несельскохозяйственного назначения. Но 2010 год подходит к концу, а практика проведения земельных торгов так и не успела сформироваться. Таким образом, вопрос возможности продажи земель сельскохозяйственного назначения из государственной и коммунальной собственности остается открытым.
«Кроме того, не стоит забывать, что на рассмотрении Верховной Рады находится законопроект № 6609 от 30.06.2010, который предполагает отмену земельных торгов при передаче в аренду участков для сельскохозяйственного производства. И если этот документ будет принят, то целесообразность отмены моратория (с нынешними законодательными коллизиями) вообще теряет какую-либо актуальность. Собственники земли предпочтут менее болезненно передавать землю в аренду, нежели продавать ее с большими трудностями», – считает юрист ЮФ ILF.
По мнению А. Залесской, отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения не принесет в одночасье четкого и понятного механизма работы на рынке земли. «Переходной период всегда отличается нестабильностью и неопределенностью, поэтому перед законодателем сегодня стоит ответственная задача – подготовить всю необходимую нормативную базу для максимально слаженного начала торговли землей сельскохозяйственного назначения», – подчеркнула А. Залесская.