Европейская комиссия "За демократию через право" (Венецианская комиссия) опубликовала рекомендации по поводу разделения политической и уголовной ответственности высокопоставленных государственных деятелей, в частности, в Украине. Исследование проводилось по запросу юридического комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы, который готовит проект решения ПАСЕ по данному вопросу.
Учитывая, что иммунитет членов парламентов и глав государств, как правило, оговорен в конституциях европейских государств, Венецианская комиссия подробнее остановилась на вопросе привлечения к ответственности членов правительства - как бывших, так и действующих.
Авторы рекомендаций попытались соблюсти нейтральный тон. В документе отмечается, что до решения Европейского суда по правам человека по делу Юлии ТимошенкоВенецианская комиссия не станет делать выводы о корректности преследования украинского экс-премьера. Тем не менее в аналитической работе Венецианской комиссии подробно изучаются обстоятельства, характерные для украинского случая.
Венецианская комиссия учла большинство аргументов украинской власти, которые приводятся в оправдание уголовного преследования представителей бывшего правительства. Комиссия, в частности, признала, что на сегодня Европа не может упрекать Киев, ссылаясь на "европейскую практику", поскольку в Европе нет четких стандартов в данной сфере. "Не существует ни самой лучшей модели (разграничения политической и уголовной ответственности – ред.), ни официально зафиксированных общих европейских стандартов", - говорится в выводах Венецианской комиссии.
Основное правило: уголовные процедуры не должны использоваться как санкция за политические противоречия. Члены правительства несут политическую ответственность за свои действия, и это демократически правильный путь привлечь их к ответственности. Венецианская комиссия согласилась с доводами Киева о том, что работа в правительстве не дает иммунитета от уголовного преследования. "Члены правительства должны привлекаться к ответственности при совершении обычных уголовных правонарушений", - говорит Венецианская комиссия, подчеркивая, что прежде всего речь идет не о служебной деятельности чиновников, а об их частной активности.
Между тем в вопросах, касающихся служебной деятельности министров или главы Кабмина, позиция Совета Европы и украинской власти принципиально различается. В частности, Венецианская комиссия настаивает, что чиновники высшего ранга имеют право на политическую ошибку вне зависимости от того, был ли при этом нанесен урон государству.
"Действия и решения членов правительства зачастую неоднозначны; впоследствии может выясниться, что они были недальновидными и нанесли серьезный вред национальным интересам. Но разбираться с этими случаями надо в рамках политической (а не уголовной - ред.) системы... Нужно принимать во внимание процедурные особенности принятия политических решений... Важно, чтобы у членов правительства было пространство для маневра с широким полем для возможных ошибок без угрозы уголовных санкций (за допущенные ошибки – ред.)", - говорится в документе.
Чтобы снять разночтения, Венецианская комиссия приводит перечень возможных политических наказаний. "Термин "политическая ответственность" включает все пути привлечения чиновника к ответственности за его политические действия, в том числе критику в парламенте и СМИ, поражение на выборах, наблюдение со стороны парламента, необходимость отчитаться на заседаниях комитетов и тому подобное... Крайней формой привлечения к политической ответственности является выражение недоверия, которое влечет за собой отставку правительства", - утверждают эксперты.
Венецианская комиссия оставила возможность для уголовного преследования при особых обстоятельствах. "Уголовные обвинения могут быть предъявлены только в экстраординарных случаях, когда речь идет о явном нарушении закона министром", - говорится в документе. Очевидно, эта фраза будет использоваться Киевом для доказательства того, что случаи Юлии Тимошенко и Юрия Луценко являются легитимным исключением из правил.
Впрочем, органы Совета Европы, которые теперь будут руководствоваться выводами Венецианской комиссии, могут и не принять во внимание доводы Киева, учитывая особенности обвинений, предъявленных Юлии Тимошенко и Юрию Луценко. Как известно, оба представителя бывшего правительства обвиняются в "превышении полномочий" и "злоупотреблении властью" (ст. 364-365 Уголовного кодекса). Венецианская комиссия отдельно изучила возможность обвинения высокопоставленных чиновников по данным статьям, раскритиковав их применение в ряде стран-членов Совета Европы.
Комиссия называет такие статьи "бланковыми", отмечая, что в них отсутствует детальное описание преступления должностного лица.
Венецианская комиссия не стала требовать исключения ст. 364-365 из национального законодательства, но отметила, что их следует применять с особой осторожностью. "Наказание за нарушение таких "бланковых" статей должно быть умеренным и должно быть ниже наказаний за более четкие правонарушения - к примеру, за коррупцию", - настаивает Венецианская комиссия. В противном случае, по мнению Венецианской комиссии, страна нарушает Европейскую конвенцию по правам человека о соразмерности наказания и о необходимости четко определить границы правонарушения.
Юлия Тимошенко была приговорена к 7 годам заключения по обвинению в нарушении по ст. 365. Этот срок означает, что ее правонарушение было особо тяжким, что вступает в противоречие с выводами Венецианской комиссии, отмечает издание.
mignews.com.ua
mignews.com.ua