263 миллиона детей в мире не посещают школу
Согласно последним данным
Статистического института ЮНЕСКО (СИЮ), около 263 миллионов детей и
молодых людей не охвачены школьным образованием. Это равнозначно
примерно четверти населения Европы. В это общее число входят 61 миллион
детей младшего школьного возраста (6-11 лет), 60 миллионов детей
возраста начальных классов средней школы (12-14 лет) и 142 миллиона
молодых людей возраста старших классов средней школы (15-17 лет),
количество которых было подсчитано впервые. Такие выводы представлены в
новом докладе, подготовленном Статистическим институтом ЮНЕСКО совместно
со Всемирным докладом по мониторингу образования.
«Страны обязались предоставить каждому ребёнку доступ к начальному и среднему образованию к 2030 году. Эти последние данные демонстрируют напряженную работу, которую нам предстоит выполнить, если мы хотим достичь этой цели, - заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. – Мы должны сосредоточить усилия на обеспечении инклюзивности с самого раннего возраста и на протяжении всего цикла обучения, а также на проведении такой политики, которая позволяет устранять препятствия на каждом этапе. При этом особое внимание должно уделяться девочкам, которые продолжают сталкиваться с наибольшими трудностями».
В сравнении с другими регионами, Африка к югу от Сахары характеризуется наиболее высоким уровнем отставания: более 1/5 детей в возрасте от 6 до 11 лет и 1/3 детей в возрасте от 12 до 14 лет не посещают школу. Согласно данным СИЮ, почти 60% молодых людей в возрасте от 15 до 17 лет не охвачены школьным образованием. Основным препятствием на пути к согласованной цели является сохраняющееся неравенство в охвате образованием, связанное с гендерной принадлежностью, местом проживания и уровнем благосостояния.
Вооружённые конфликты служат ещё одним значительным препятствием на пути к образованию. В глобальном масштабе, 35% или 22 миллиона всех детей младшего школьного возраста, 25% или 15 миллионов всех подростков возраста начальных классов среднего образования, и 18% или 26 миллионов всех молодых людей возраста старших классов средней школы, не охваченных образованием, живут в регионах, затронутых конфликтом.
В целом, молодые люди в возрасте от 15 до 17 лет в четыре раза чаще оказываются вне стен школы, по сравнению с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Отчасти это объясняется тем, что начальное и нижнее среднее образование являются обязательными практически во всех странах, в отличие от высшего среднего образования. В то же время, молодые люди возраста высшего среднего образования достигают легального трудоспособного возраста. Многие из них вынуждены работать, в то время как другие пытаются совмещать школу с работой.
У девочек больше шансов, чем у мальчиков, никогда не пересечь порога школы, несмотря на приложенные усилия и прогресс, достигнутый за последние два десятилетия. По данным СИЮ, 15 миллионам девочек младшего школьного возраста никогда не представится возможность научиться читать или писать в начальной школе, по сравнению с примерно 10 миллионами мальчиков. Более половины этих девочек (9 миллионов) проживают в странах Африки к югу от Сахары.
Бедность служит дополнительным препятствием для девочек. Согласно данным Всемирного доклада по мониторингу образования, в наиболее бедных странах Северной Африки и Западной Азии, разрыв ещё более серьёзен: на 100 мальчиков возраста начальных классов средней школы, получающих образование, приходится всего 85 девочек. Среди молодых людей возраста старших классов средней школы на 100 мальчиков из беднейших семей, охваченных школьным образованием, приходится только 77 девочек.
«Страны обязались предоставить каждому ребёнку доступ к начальному и среднему образованию к 2030 году. Эти последние данные демонстрируют напряженную работу, которую нам предстоит выполнить, если мы хотим достичь этой цели, - заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. – Мы должны сосредоточить усилия на обеспечении инклюзивности с самого раннего возраста и на протяжении всего цикла обучения, а также на проведении такой политики, которая позволяет устранять препятствия на каждом этапе. При этом особое внимание должно уделяться девочкам, которые продолжают сталкиваться с наибольшими трудностями».
В сравнении с другими регионами, Африка к югу от Сахары характеризуется наиболее высоким уровнем отставания: более 1/5 детей в возрасте от 6 до 11 лет и 1/3 детей в возрасте от 12 до 14 лет не посещают школу. Согласно данным СИЮ, почти 60% молодых людей в возрасте от 15 до 17 лет не охвачены школьным образованием. Основным препятствием на пути к согласованной цели является сохраняющееся неравенство в охвате образованием, связанное с гендерной принадлежностью, местом проживания и уровнем благосостояния.
Вооружённые конфликты служат ещё одним значительным препятствием на пути к образованию. В глобальном масштабе, 35% или 22 миллиона всех детей младшего школьного возраста, 25% или 15 миллионов всех подростков возраста начальных классов среднего образования, и 18% или 26 миллионов всех молодых людей возраста старших классов средней школы, не охваченных образованием, живут в регионах, затронутых конфликтом.
В целом, молодые люди в возрасте от 15 до 17 лет в четыре раза чаще оказываются вне стен школы, по сравнению с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Отчасти это объясняется тем, что начальное и нижнее среднее образование являются обязательными практически во всех странах, в отличие от высшего среднего образования. В то же время, молодые люди возраста высшего среднего образования достигают легального трудоспособного возраста. Многие из них вынуждены работать, в то время как другие пытаются совмещать школу с работой.
У девочек больше шансов, чем у мальчиков, никогда не пересечь порога школы, несмотря на приложенные усилия и прогресс, достигнутый за последние два десятилетия. По данным СИЮ, 15 миллионам девочек младшего школьного возраста никогда не представится возможность научиться читать или писать в начальной школе, по сравнению с примерно 10 миллионами мальчиков. Более половины этих девочек (9 миллионов) проживают в странах Африки к югу от Сахары.
Бедность служит дополнительным препятствием для девочек. Согласно данным Всемирного доклада по мониторингу образования, в наиболее бедных странах Северной Африки и Западной Азии, разрыв ещё более серьёзен: на 100 мальчиков возраста начальных классов средней школы, получающих образование, приходится всего 85 девочек. Среди молодых людей возраста старших классов средней школы на 100 мальчиков из беднейших семей, охваченных школьным образованием, приходится только 77 девочек.