Лучшие в мире штаны: джинсам - полтора века!
Самым популярным штанам — полтора века. Мир они завоевали на войне, в СССР стоили две зарплаты, портили кастрюли, а ныне создаются... лазером.
Пожалуй, нет в мире более популярной одежды, чем джинсы. Оглянитесь — они на каждом втором человеке. А первые смастерил немецкий эмигрант в США Леви Страус еще в начале 1850-х. Идею штанов подсказала жизнь — Америку затрясло в золотой лихорадке, золотоискатели нуждались в одежде, не знающей сносу. И Страус сшил штаны из грубой итальянской ткани «Джино», краску выбрал самую дешевую — индиго и назвал свое детище «джинсами». А в 1860 году снабдил их пятью карманами и заклепками — для удобства все тех же охотников за золотом.
Сто лет задумка немца была на задворках моды, ее ассоциировали с рабочими, шахтерами, жителями глухой деревни. Тогда никто не мог и предположить, что у этих дешевых штанов из суперпрочной ткани будет такое блестящее будущее.
В годы Второй мировой войны джинсы примерили женщины: во-первых, экономно, во-вторых, удобно. В это же время джинсы проникают в Европу и становятся очень популярными, в основном благодаря своей цене. Например, костюм во Франции стоил 75 франков, а джинсы — 2. В конце 1950-х и вовсе началась джинсовая революция — штаны Леви надели на себя поп-короли и звезды Голливуда. А после того как Элвис Пресли снял клип «Тюремный рок», где все заключенные были одеты в джинсовую одежду, началась настоящая джинсовая лихорадка. Молодежь уловила посыл кумиров: джинсы — это символ свободы и сексуальности.
В конце 1960-х джинсы прибыли в СССР. Их продемонстрировали советским людям на показе Шанель в Кремлевском дворце. С этого дня они становятся такой же заветной мечтой для советского человека, как и авто. За джинсы граждане выкладывали по 250 рублей (при зарплате чуть больше ста), но считалось, что буржуазную одежду носят тунеядцы и вольнодумцы.
В 80-е впервые появляются варенки. Несколько лет они будут оставаться самой модной одеждой во всем мире. В СССР достать настоящие варенки было практически невозможно, поэтому многие варили штаны сами.
В этот период появляются и первые советские джинсы с диким названием «Внешпосылторг». Интересно, что технологию наши подсмотрели в Индии, и джинсы эти были не так и плохи, но кожаный лейбл «Внешпосылторг» вызывал такое же недоумение, как и советская жвачка «Мятная», то есть возникало ощущение чего-то поддельного. В результате советский лейбл меняют на более привлекательный с английской аббревиатурой. Но все равно все старались достать заграничные джинсы с модным лейблом LEVI’S или LEE.
А вот история штанов широких в бедрах и узких книзу, сменивших варенки, началась с провала. На первую коллекцию никто не обратил внимания. И только после того как компания LEVI’S придумала для них название «бананы», модель стала продаваться успешнее, и всего за несколько месяцев бананы стали любимой одеждой и мужчин, и женщин.
За 150 лет истории было создано несколько тысяч видов джинсов. Самые популярные и до сегодня — «Classic style», созданные в 1890 году: прямые брюки на широком поясе с кучей металлических заклепок. «Destroy style» — разрушительный стиль: мятые, протертые до дыр джинсы, края не подшиты, а обрублены. «Second hand style» — секонд хенд. Но не думайте, что их кто-то долго-долго носил. Это абсолютно новые брюки, просто они выглядят так. Их искусственно отстаривают при помощи пемзы, песка или тертого кирпича. «Vanguard Style» — авангард. Необычный крой, яркая отделка, всевозможные примочки. «Сейчас возвращаются бананы, — говорит дизайнер Андре Тан. — Но четкой идеологии для джинсов в наше время нет — в шкафу могут соседствовать строгие штаны с очень рваными-хулиганскими и вы все равно будете считаться модником».
Сегодня